Украина – край поганых чудес. Здесь честный хлебороб, ставший жертвой преступления, запросто может превратиться из потерпевшего в подозреваемого, и лишиться всего, что заработал честным трудом. Именно в такую оказию и угодил фермер из Чаплынского района Херсонщины и депутат тамошнего райсовета Петр Лабенок. Еще в апреле прошлого года Петр Иванович взял у другого фермерского хозяйства «Оазис Пивдня» около четырехсот гектаров земли на орошении в субаренду для выращивания сои. Он и его работники вспахали землю, до того заросшую сорняками, рекультивировали почву, внесли органические удобрения, и высадили семена. Вложения в участок и его орошение стоило свыше пятнадцати миллионов гривень - фермер надеялся на хороший урожай и выручку от его продажи, которая позволила бы сполна окупить затраты. Да не тут-то было.
26 августа 2017 года Петру Лабенку позвонили земляки, охранявшие его поля. Звонок его шокировал: на полях появились неизвестно чьи комбайны, водители которых намеревались убирать его урожай. Тогда их отогнали, однако уже на следующий день комбайны появились повторно, причем с «группой поддержки» из семидесяти человек во главе с адвокатом Константином Кириченко (представителем небезызвестного ООО «Глобал Инвест, ранее уже фигурировавшем в скандалах по поводу рейдерских захватов земли, недвижимости и сельхозтехники). Многие из незваных гостей оказались еще и вооружены автоматами, пистолетами, газовыми баллончиками и дубинками.
Защищая свое имущество, фермер бесстрашно преградил дорогу комбайнам. Тут на него набросилась вся эта толпа. Били кулаками, ногами, прикладами оружия, дубинками, пшикали в лицо слезоточивым газом. И едва не добили: Петр Иванович угодил в реанимацию с тяжелейшей черепно-мозговой травмой, переломами трех ребер, ожогами дыхательных путей, ушибами внутренних органов и болевым шоком. А пока пациент боролся за жизнь, часть его урожая собрали те самые «неизвестные» комбайны. И большая его часть была вывезена грузовиками. Правда, вызванные сотрудники полиции «задержали» оставшуюся часть сои – более двухсот тонн общей стоимостью в два миллиона гривень.
Уголовное производство по фактам самоуправства и группового хулиганства передали в следственное управление ГУ Нацполиции Херсонщины. Но прошло уже почти полгода, а никто из виновников и организаторов нападения на фермера с депутатским мандатом не то что наказания не понес, а даже не предстал перед судом для вынесения приговора. Причем виновна в этой волоките отнюдь не полиция, и не областная прокуратура. Стоило следствию выйти на конкретных заказчиков преступления, и установить всех его исполнителей, как «в игру» вступили правоохранители совсем другой «весовой категории».
А именно: заместитель начальника отдела управления Генеральной инспекции Генпрокуратуры Украины Андрей Синюк обратился в Печерский райсуд Киева с ходатайством о проведении обысков – у кого бы вы думали? Отнюдь не у тех, кто избивал Петра Лабенка и отнимал у него выращенный урожай. А у самого Петра Ивановича, следователя по его делу Сергея Синякова, и прокурора, осуществляющего надзор по этому же делу Игоря Мельника. В постановлении Печерского райсуда от 6 декабря 2017 года четко сказано: «Досудебным расследованием установлено, что должностные лица ГУ НП в Херсонской области совместно с должностными лицами прокуратуры Херсонской области, действуя в интересах должностных лиц и учредителей ФХ «Оазис Пивдня»… и ФХ «Лабенок»…путем злоупотребления служебным положением с помощью бывшего главного бухгалтера ООО «Глобал Инвест»….совершили действия, направленные на завладение вышеуказанными лицами имуществом ООО «Глобал Инвест» (конец цитаты).
Если следовать логике человечка из Генпрокуратуры, именно избитый и обворованный Петр Лабенок является матерым преступником. Но в чем же его преступление: в том, что заключил договора субаренды, законным порядком зарегистрированные в Государственной регистрационной службе? Да, позже Минюст Украины своим приказом на основании решения…Керченского городского суда от 2012 года (которого почему-то нет в Едином реестре судебных решений) отменил регистрацию договоров аренды, подписанных с ФХ «Оазис Пивдня». Однако на момент заключения договоров субаренды они были действительны, и на этой земле фермер Лабенок вел законную хозяйственную деятельность, оформив все необходимые документы на полив, пользование электроэнергией, до копеечки выплачивал все налоги. Так может, вина Петра Ивановича лишь в том, что он поверил в существование закона на украинских просторах?
А в чем же вина следователя и прокурора? Читаем постановление суда дальше: «В ходе осуществления досудебного расследования по выше указанному уголовному производству старший следователь отдела расследований преступлений в сфере хозяйственной и служебной деятельности СУ ГУ НП в Херсонской области Синяков С.В. по согласованию с прокурором отдела прокуратуры Херсонской области Мельником И. В. на протяжении августа-октября 2017 года неоднократно обращался к следственному судье Херсонского городского суда Херсонской области с ходатайством о проведении обысков по месту осуществления хозяйственной деятельности ООО «Глобал Инвест», наложения ареста на имущество данного предприятия, и передачу имущества предприятия на ответственное хранение ФХ «Лабенок» (конец цитаты). Но позвольте, господа хорошие: если у следователя были основания считать, что следы нападения на фермера ведут к хозяевам и представителям ООО «Глобал Инвест», претендовавшим на участок, засеянный Петром Лабенком, то что он был должен делать – целовать их пониже пояса? То есть фактически следователь и прокурор попали под подозрение исключительно за то, что… честно выполнили свою работу.
Как бы то ни было, но вмешательство чиновника из Генпрокуратуры отменно сыграло на руку именно обидчикам Петра Лабенка. Ведь в ходе обыска ГПУ изъяло материалы следствия, и вывезли в неизвестном направлении. Таким образом, дело остановлено, соя тихонько догнивает под арестом. А у самого Петра Ивановича дома также провели обыск. Причем в качестве «вещдоков» изъяли два мобильных телефона его супруги Оксаны, и ее же личный ноутбук. Хотя ни соучредителем, ни работников ФХ «Лабенок» она не является, и никогда не являлась.
Теперь Петр Лабенок трижды проклял тот день, когда решился взять землю в субаренду, и выращивать на ней сою. Ведь за свой труд он получил не только колоссальные убытки, но и травмы, из-за которых депутат Чаплынского райсовета уже четыре раза лежал в больнице, мучается неотвязными головными болями, сердечными приступами. После «газовой атаки» на поле ему по-прежнему трудно дышать – не до конца прошли ожоги верхних дыхательных путей. Но больше всего у фермера болит душа. И как тут не вспомнить горькую украинскую пословицу: «За мое жито меня же и бито»?
Сергей ЯНОВСКИЙ.