В Херсоне команда досрочно покинувшего нас мэра Владимира Сальдо продолжает шакалить, забирая все, что плохо лежит. То, что еще лежит хорошо, наши воровитые чиновники в спешке перекладывают плохо и тоже забирают себе. Но этим циничным людям уже мало городской земли, распила бюджета - теперь они хотят обзавестись недвижимостью, выкинув на улицу сотни людей. Нет, ну а что? Приют же решили создавать. Значит, и бездомных, после того, как они провернут эту операцию, не будет. Если, конечно, повезет и деньги на приют не разворуют.
Речь идет о несчастных жителях общежитий бывшего комбайнового завода имени Петровского. Тяжба людей за законное право получить несчастные пару квадратных метров «общаги» идет не один год. На руках у них сотни документов, решений судов всех инстанций, отписки из органов прокуратуры, городского совета, ответы из областного совета, администрации Президента и Кабинета министров.
Все, чего хотят эти люди – реализовать свое право на жилье, гарантированное Конституцией Украины и целым ворохов Законов и подзаконных актов. Но их противники сильны, коварны и, что самое страшное, не гнушаются беспределом. Их противники – городские власти и нечистые на руку дельцы.
Все началось, как это обычно бывает, со смерти предприятия «Херсонский комбайновый завод им. Петровского». Некогда бюджетообразующее предприятие на своем балансе, как и положено, имело десятки общежитий, в которых предлагало ютиться пролетариату в ожидании очереди на квартиру. Рухнул Союз нерушимый, а вместе с ним и комбайновый завод. Менялись собственники предприятия, директора заводов, завод умирал, и до общежитий не было никому дела. Стоимость этих непрестижных комнат, площадью 12 квадратных метров, была мизерной, ведь еще в начале 2000-х трехкомнатную квартиру можно было купить за 3 тысячи вечнозеленых.
Общаги как вид жилья пользовался спросом у тех, кто не имел этих самых вечнозеленых. В общежитиях жили немногочисленные работники завода, ветераны советского комбайностроения и прочий люд, купивший ордерок у начальника ЖЕКа за 50$.
Все в корне изменилось к концу 2000-х. Жилье в Херсоне по ценам стало догонять столицу. Естественно, что количество желающих на нем заработать увеличилось в геометрической прогрессии.
В 1997 году предприятие взяло немалый кредит под залог 7 своих общежитий. В срок вернуть средства кредитору не получилось. Очередной собственник предприятия в 2008 году ввел общежития в уставный фонд ОАО «Херсонские комбайны» и, по словам жильцов – работников предприятия и их семей, намеревался продать здания, чтобы погасить задолженность по зарплате... всё тем же работникам завода, которые проживали в этих общежитиях.
Одно из общежитий тогда продать удалось. Новый собственник, один из херсонских банкиров, тогда не стал ничего выдумывать, а попросту предложил жителям выкупить у него свои комнаты. Продавали тогда 12 метров общаги за 5 тысяч гривен. Несогласных со временем выжили.
В 2009 Верховный суд Украины принял решение о незаконности включения общежитий в уставный фонд предприятия, но проблем у жильцов от этого не убавилось.
Один из жильцов общежития по проспекту Ушакова, например, сообщил, что им предлагали воспользоваться возможностью выкупить ордера, заплатив около $1000. Говорили, что за это отдадут на руки документы, которые якобы необходимы для приватизации. Народ стал возмущаться (и это понятно — в общежитии живут люди с весьма скромным достатком), возникла шумиха, после чего предложения выкупить ордера поступать перестали. Но некоторые жильцы до сих пор пребывают в полной растерянности. А вдруг без ордеров на руках приватизировать жилье невозможно? А пресловутых ордеров нет ни у кого. За исключением тех, кто купил свои комнаты.
На недавней сессии горсовета депутаты приняли, казалось бы, спасительное для жителей общежитий решение – передать их на баланс города. Но радость немногочисленных оппозиционных депутатов, которые издавна пиарятся на этом вопросе, не разделяют жители «общаг». Люди, ведущие многолетнюю борьбу за свои несчастные 12 метров жилплощади, понимают, что битва, возможно и выиграна, но война может быть проиграна – общежитиями не перестали интересоваться некоторые представители власти.
Незадолго до принятия решения о передаче общаг в коммунальную собственность произошли странные события. В срочном порядке были проданы технические помещения общежитий (балконы), а в одном из общежитий нам сообщили о продаже целого этажа. Кто это сделал – загадка. От комментариев отказались как в администрации завода, так и в горсовете – там попросту футболят любого, кто заводит речь об общежитиях.
У жильцов есть подозрение, что имеет место некий сговор между заинтересованными лицами и городской властью, по которому решено передать часть общежитий в собственность города уже без жильцов, что поможет легко завладеть жилплощадью.
Схема очень проста. Жильцов общежитий приглашали на собрание в холле, куда приехал директор Херсонского машиностроительного завода Слободенюк с группой товарищей. Они сообщили жильцам, что общежитие они забирают в аренду и теперь жильцы живут в субарендованных комнатах. После чего предложили подписать новый договор, но не предоставили его текст. Жильцы, ясное дело, отказались подписывать непонятно что. На этом их беды только начались.
«С ноября обслуживающее предприятие перестало принимать оплату за проживание, они делают это для того, чтобы мы все стали злостными неплательщиками и должниками», - сообщил в беседе один из жителей общежития.
Кроме того, неустановленные особы, представляясь юристами завода, стали расхаживать по общежитию и требовали освободить комнаты. Главным аргументом стал приказ о переселении в соседнее общежитие.
«Таким образом, они хотят нас выселить из комнат, в которых мы проживаем долгие годы. Делают это, чтоб на нас не распространялась норма закона, согласно которой жильцы комнат в общежитиях имеют право на приватизацию, если прожили в данной комнате более 5 лет», - считают жильцы.
Так удалось выселить десятки людей, причем, по словам активистов из общежития на улице Бучмы 22, людей переселяют в соседнее общежитие по два-три человека в комнату.
«Представляете, люди всю жизнь проработали на заводе, не смогли обзавестись квартирой, а теперь должны жить по два человека в комнате, как студенты», - жалуются жители многострадальных общежитий.
Всех, кто хоть как-то сопротивляется, запугивают, людям угрожают. Вахтера общежития на Бучмы, 20, проживающую в этом же общежитии, уволили за несогласие переселиться в соседнее «уплотненное». Женщина рассказала, что увольнение последовало в тот же день, когда она отнесла заявление на неправомерные действия ликвидатора в прокуратуру Суворовского района. Кстати, по словам жителей, именно этот прокурор чудным образом уже прописан в одной из комнат общежития. Не хватает, видать, районному прокурору экстрима на работе – решил сменить трехкомнатную квартиру на 12 метров «обащаги».
Принятие решения о передаче в коммунальную собственность общежитий – не конец их борьбы, уверены жители. На смену заводским группам зачистки попросту придут новые жулики, имеющие связи во власти.
«Вы посмотрите, тут же можно легко оборудовать двух- и трехкомнатные квартиры», - делятся жители общежитий.
И действительно, на первый взгляд обычные общежития после перепланировки могут стать элитным жильем. Но вот найдется ли место в этих домах сотням людей, проживающих в них сейчас? Вопрос, конечно, риторический.
А теперь – самое главное. Я неспроста вспомнил в заголовке о теперь уже бывшем градоначальнике Херсона Владимире Сальдо, которого благодарные жители избрали в парламент и таким образом спасли город от воровитого мэра.
Есть мнение, что все беды жильцов общежитий исходят как раз из здания городского совета. Человек, который согласно должности должен распределять жилье, сам не раз попадался на коррупционных действиях. Речь идет о чиновнице Марине Сластениной.
В сентябре 2011 года прокуратура Херсонской области возбудила уголовное дело относительно начальника отдела по учету и распределению жилой площади исполнительного комитета Херсонского городского совета и ее зама по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 368 УК Украины (получение взятки).
Следствием установлено, что чиновники требовали и получили взятку в размере 1,5 тыс. долл. за содействие в регистрации в комнате общежития.
Дело, как водиться, до суда не дошло. Марина Сластенина, которую поймали за руку на горячем, продолжает занимать свою должность, распоряжаясь жилыми метрами громады как своими. Возникает вопрос, куда смотрел многолетний начальник чиновницы, Владимир Сальдо, если не убрал с такой важной должности взяточницу? Или Владимир Васильевич, уходя в Раду, тоже решил сменить особняк на Пятихатской на скромную комнатку в общежитии, чтобы быть ближе к избирателям?
Ну а жильцы общежитий продолжают борьбу дальше.
Наконец, отвоевав свое жилье у завода, они остались сам на сам с более коварным врагом – коррумпированными херсонскими чинушами. Остается надежда, что фамилии работников прокуратуры, которые якобы прописаны в общежитии – совпадение, а этот орган будет серьезно следить за гражданкой Сластениной. А то пока это дамочка плевать хотела не то что на нормы морали, но и на нормы закона.
Сейчас жители общежитий пытаются добиться выполнения Закона, что бы на всех основаниях проживать на СВОИХ 12 квадратных метрах.
Сергей Никитенко, ИнфоПорн