12 февраля состоится сессия Херсонского городского совета. Среди прочих проектов решений, возможно, там будет принято одно, успешно завершающее многолетнюю попытку отобрать у города в частные руки стратегически важное предприятия – водоканал.
Первая такая попытка каким-то образом забрать у городской громады монополиста в вопросах водоснабжения была совершена местными политиками еще в 2003 году. Но именно сегодняшнюю стоит считать наиболее опасной – ведь она завернута в самую красивую обертку – популистские лозунги о контроле за бюджетом и обещание снизить тарифы. Автором проекта является Дмитрий Ильченко, депутат горсовета от партии ВО «Батькивщина», а суть его состоит в создании на предприятии наблюдательного совета, который якобы должен усилить контроль за всем, что происходит на предприятии.
О чем бы сейчас местные политиканы не рассказывали, убеждая проголосовать за свой проект решения, его главная цель – распорошить ответственность нынешнего менеджмента водоканала и городских властей, переложив все ключевые решения на коллективный орган с непонятными полномочиям.
Такая очевидная спешка в подготовке документа и явная политизация подготовки голосования, наводит на одну простую мысль: в Херсоне начинается новая эра перераспределения коммунального имущества и она явно происходит не в интересах горожан.
Безусловно, глядя на проект доселе никому неизвестного депутата, к тому же не являющегося специалистом в сфере ЖКХ, сложно понять тайную причину, почему ему срочно понадобилось лоббировать такой проект решения. Если какой-нибудь ключ к этой тайне и был, то он состоял лишь в том, что никакого ключа не существовало – депутат Ильченко имеет к этому проекту весьма формальное отношение и просто стал соучастником многолетней борьбы своего прямого работодателя экс-нардепа от «Батькивщины» Юрия Одарченко за контроль над водоканалом.
Если проследить историю попыток отобрать у города водоканал или каким-либо другим способом организовать работу предприятия в интересах частных лиц, то очевидным становится тот факт, что большинство попыток такого рейдерства со стороны политиков не обходилась без двух героев – уже упомянутого выше Юрия Одарченко и Алены Ротовой, одиозной экс-регионалки, у которой в послужном списке есть не только «отжим» ЖЕКов, но и фактическая приватизация городской свалки.
Безусловно, у всех этих процессов было много фигурантов, но только эти двое отличаются стабильностью своих притязаний к Херсонскому водоканалу.
События на этом коммунальном предприятии нельзя отделять от общеполитической ситуации в городе. Исторически сложилось, что разговорам о любых изменениях всегда предшествует длительная риторика о снижении тарифов. Обычно сценарий был такой – Юрий Одарченко начинает непримиримую борьбу за справедливые тарифы, а Алена Ротова подсказывает окружающим, что все дело в неэффективной работе предприятия и только новый собственник или даже новая форма собственности смогут снизить финансовую нагрузку на карманы горожан.
2003 год
Юрий Одарченко и Алена Ротова пришли к политическому успеху в команде Владимира Сальдо, победившего на выборах в 2002 году. Юрий Витальевич был тогда первым заместителем городского головы, а Алеена Ильинична заместителем по ЖКХ. И в 2003 состоялась первая попытка каким-то образом подчинить себе водоканал. Произошло это на фоне разговоров о тарифной политике и необходимости пересмотреть тарифы на водоснабжение и водоотведение в связи с подорожанием электроэнергии. Повышение тарифов – вещь всегда непопулярная, политические силы, пользуясь этим, начинают говорить о способах их минимизации путем изменения якобы неуспешной формы коммунального предприятия на какую-то более успешную, например, частную.
Так, в 2003 году Алена Ротова и Юрий Одарченко настаивали на том, что снизить затратную часть предприятия можно за счет уменьшения суммы, которую предприятие платит в виде налогов. Уменьшать налоги предлагалось путем разделения коммунального предприятия на 24 ЧП-шки.
«Для меня это была тогда дикость. Они говорили, что предприятие в таком виде существовать не может и предложили сделать несколько ЧП. Например, ЧП «Насосная станция» и ЧП «Транспортный цех». Довод еще мне тогда так запомнился их – ну парикмахерские же такое делают, почему бы вам такого не сделать», — вспоминает события 2003 года тогдашний директор Херсонского водоканала Владимир Присяжнюк. «Например, ЧП «Насосная станция» берет тогда у ЧП «Транспортный цех» по договору аренды все машины, и все вот эти фирмочки между собой заключают договора на оказание услуг. Из бухгалтерии и административных подразделений надо было создать еще одно ЧП для управления всеми финансовыми потоками. Тогда еще шутили, что это непременно будет ЧП «Ротова».
Тогда ничего из этих предложений не было реализовано, в итоговые рекомендации временной депутатской комиссии их внести не удалось и тема благополучно была забыта. Но ненадолго.
2006 год
В 2006 году меняется полностью политический ландшафт в местных советах. Юрий Одарченко под знаменами партии «Батькивщина» становится депутатом Верховной Рады Украины, а Алена Ротова проходит в Херсонский областной совет от Партии регионов.
И буквально в первые же месяцы каденции облсовет создал временную комиссию по изучению проблемных вопросов в сфере ЖКХ, которую возглавила все та же Алена Ильинична. По странному совпадению активность проверяющих началась и закончилась проверкой исключительно водоканала. Как и в первый раз, желание проверять предприятие возникает синхронно с подогреванием общественного мнения по поводу того, что на предприятии отсутствуют надлежащие приборы учета, а значит, что кто-то получает возможность подавать и отводить неограниченное количество воды. В этот раз Юрий Одарченко в проверке лично не участвовал, но подконтрольная ему фракция в Херсонском областном совете проявляла серьезную активность. Закончились проверки предприятия тогда практически ничем, ведь к работе комиссии подключились депутаты Херсонского городского совета, у которых было другое видение работы водоканала, кардинально отличавшееся от видения главы временной комиссии Алены Ротовой.
2007 год
В 2007 году на коммунальное предприятие была совершена самая наглая и самая результативная попытка рейдерского захвата. В ноябре 2007 года тогдашний городской голова Владимир Сальдо привел на предприятие так называемую команду кризисных менеджеров. Возглавляла эту группу Людмила Кудрявцева, которая известна в Херсоне также своим участием в рейдерском захвате херсонской швейной фабрики ЗАО «Красень».
«На водоканале ввели должности финансового директора и директора по производству. Ими стали некие Павел Рашидов (находится в розыске) и Алена Дайнеко, которые согласовывали любые траты предприятия. Сама Кудрявцева сидела в офисе в здании бывшего Гипрограда и непосредственно все контролировала, хоть и формально никакого отношения к водоканалу не имела. Чтоб устранить аварию, например, нам требовалось 3-4 дня на согласование,» — вспоминает главный инженер водоканала Михаил Чемерис.
«Как директор я не имел никакого влияния на предприятие. Это был настоящий рейдерский захват, все решала эта группа людей. Но в один день в феврале 2009 года они просто исчезли. Мы пришли, а их нет на работе, пустые кабинеты. Видимо, рейдерам казалось, что тут можно заработать много денег, мы их даже «ловили» на закупке, например, труб дороже рыночной цены, но это была несущественная сумма по сравнению с той, которую они ожидали тут заработать,» — вспоминает Владимир Присяжнюк, который был в то время директором водоканала.
Эта попытка захвата водоканала – одна из немногих, в которой никакого видимого участия не принимали Алена Ротова и Юрий Одарченко.
2009 год
В 2009 году депутаты Херсонского городского совета впервые начинают говорить о том, чтоб передать водоканал в концессию. Ведутся эти разговоры опять на фоне заявлений о тарифах. У водоканала из-за того, что растет стоимость электроэнергии, но не повышаются тарифы на водоснабжение и водоотведение, образовался долг. Для того, чтоб разобраться в ситуации, в июне 2009 года Владимир Сальдо своим распоряжением создает рабочую группу по проверке финансового состояния предприятия.
13 октября 2009 года на пленарном заседании сессии Херсонского городского совета депутаты рассматривают вопрос о согласии на проведение конкурса инвестиционных проектов для дальнейшей передачи в аренду целостного имущественного комплекса городского водоканала. Субъектом подачи решения был городской голова Владимир Сальдо. Именно на этой сессии звучит предложение заместителя городского головы Вячеслава Яременко включить в конкурсную комиссию по проведению конкурса инвестиционных проектов уже известную нам Алену Ротову. Также из его выступления на этой сессии становится понятно, что уже даже есть претендент на участие в конкурсе и это «НИИ коммунального водоснабжения и водоотведения, которое основано в 1936 году. И.В. Сталиным и до сегодняшнего времени считается базовой проектной организацией в России».
Оказывается, потенциальным арендатором хотели стать ОАО «Научно исследовательский институт коммунального водоснабжения и очистки воды» из города Москва, обещавшие 75 миллионов гривен инвестиций. Основным лоббистом концессии выступал все тот же Вячеслав Яременко. Вплоть до мая 2010 года Вячеслав Васильевич проводил в Херсоне встречи с представителем компании «Вода Донбасса» Виктором Скобликовым, которое по договору с вышеуказанной московской структурой должно было стать частью концессии.
В 2011 году Скобликов занимал должность заместителя председателя наблюдательного совета ООО «Краматорскводоканал» (Донецакя область), а еще раньше был директором областного коммунального предприятия «Лугансквода», что указывает на прямую связь этих «инвесторов» с известным политиком Юрием Бойко, на счету которого уже не один отданный в концессию водоканал в Украине.
В 2010 году на водоканале меняется руководство и вместо Владимира Присяжнюка директором становится экс-нардеп от Партии Регионов Игорь Козаков.
Как ни странно, концессия с москвичами или донецкими предпринимателями не нравилась Алене Ильиничне Ротовой.
В это же время в интервью газете «Гривна» Алена Ротова заявляет «Жили-жили мы с той системой, которая была в водоканале до сегодняшнего дня, критиковали ее, только очередное повышение тарифов вызывало всплеск эмоций, о чем через месяц благополучно забывали и снова водоканал жил вне системы реформ своей замкнутой жизнью… Мы подходим сейчас к проблеме, которая волнует меня все эти годы: в течение 8 лет я поднимаю вопрос о том, что у водоканала нет эффективного собственника.»
Тогда депутаты не отдали ни аренду, ни в концессию стратегическое для города предприятие и, как показало время, были правы – за последние годы предприятию удалось модернизировать очистные сооружения, обеспечить круглосуточную подачу воды, чего не было в Херсоне уже 40 лет, отказаться от использования хлора, не меняя форму собственности. Алена Ильинична заблуждалась в своих выводах – город смог стать эффективным собственником.
В 2010 году Алена Ильинична Ротова в следствие интриг ее бывшего соратника Владимира Сальдо не проходит ни в один из советов на местных выборах, практически теряет политическое влияние и начинает заниматься сельским хозяйством. В 2011 она совместно с другим героем этой истории Владиславом Мангером, который появится позже, становится помощником-консультантом народного депутата Украины Алексея Журавко. Алексей Журавко – экс-нардеп от Партии регионов. В лучшие, для себя годы держал под контролем Цюрупинский район Херсонской области. После событий на Майдане Журавко ежедневно появляется в эфирах сепаратистских и российских телеканалов, где выступает с откровенно антиукраинской риторикой.
2014 год
После Революции Достоинства Александр Турчинов назначает Юрия Одарченко главой Херсонской областной государственной администрации. И по странному стечению обстоятельств в мае 2014 года Херсонская областная администрация приводит на водоканал инвестора «Всеукраинскую Энерго Компанию», которая желает взять предприятие в концессию.
В своем письме к Юрию Одарченко директор Довганюк С.М. сообщает, что их компания привлечет инвестиции из Японии, Южной Кореи и Германии, сможет обеспечить колоссальный экономический подъем, критикует нынешнюю форму собственности – коммунальное предприятие – и всячески расписывает достоинства концессии и передачи водоканалов в частные руки.
Юрий Витальевич не рискует сам подписывать документы, потому по его поручению сопровождением процесса передачи в концессию занимается начальник управления ЖКХ ХОГА Инна Трибух.
Директор водоканала Игорь Козаков категорически против такой судьбы предприятия – фирма, которой Одарченко хочет передать в управление стратегическое для Херсона предприятие, имеет уставной капитал всего в 1000 грн., что вызывает большие сомнения в ее надежности как бизнес-партнера.
Также «Всеукраинская Энерго Компания» имеет весьма сомнительную репутацию, ведь у Бердянского городского совета уже был негативный опыт сотрудничества с этой компанией и там концессионный договор был разорван из-за его систематических нарушений.
Виталий Колесников был очень близок к некоторым влиятельным в окружении Юлии Тимошенко людям. Так, например, он был советникам министра экономики Богдана Данилишина. Ему даже приписывали партнерство в бизнесе с личным помощником Юлии Владимировны Ольгой Трегубовой. Якобы, в 2011 году, когда Колесников оказался на скамье подсудимых, она отказалась ему помогать
2016 год
В 2015 году на волне предвыборных баталий херсонская «Батькивщина» опять завела разговор о тарифах и неэффективности работы коммунального предприятия. При этом, осенью 2015 года Херсон впервые за 40 лет начал получать воду не по графику. Критиковать горводоканал стало сложней, так как стало меньше проблем.
Осенью 2015 новоизбранные депутаты на волне популизма в очередной раз заговорили о необходимости прозрачности коммунальных предприятий и в этот же момент появляется информация, что Егор Устинов интересуется водоканалом.
Как утверждает киевский журналист Александр Леменов, который долгое время следит за историей вокруг передачи в концессию Белоцерковского водоканала, в блок вопросов, по которым шли торги про создании большинства а Херсонском горсовете, неожиданно для всех включили пункт о смене руководства водоканала.
«Более того, он (Егор Устинов) даже привез людей для того, чтобы поделиться успешными практиками концессии в …Белой Церкви», — утверждает Леменов.
Также проявляют интерес к водоканалу и в партии «Батькивщина» — депутат облсовета, экс-помощник сепаратиста Журавко, Владислав Мангер присылает на предприятие запрос из 22 пунктов. Отсутствие моментального ответа на запрос депутат трактует как нежелание руководства водоканала делиться какой-либо информацией, хоть при таком перечне вопросов ответ подготовить в короткие сроки попросту невозможно.
А коллега Владислава Мангера по партии Дмитрий Ильченко в унисон зарегистрировал свой проект решения о создании на водоканале наблюдательного совета, который должен быть сформирован представителями депутатских фракций и по сути создаст альтернативный менеджмент по той же схеме, по которой действовали рейдеры в истории 2007 года.
Любопытная деталь. Дмитрий Ильченко был заместителем главы ОГА Херсонщины в момент, когда Юрий Одарченко сватал Херсону скандального концессионера Виталия Колесникова. Сейчас он утверждает, что впервые слышит и о Колесникове, и о его инициативе. В телефонной беседе он сообщил, что такие документы действительно должны были проходить через него, но он не помнит ничего подобного.
В facebook Дмитрий поделился своей инициативой, и сообщил, что имеет благие намерения.
«Для борьбы с этой наглой и циничной деятельностью «Батькивщина» внесла проект решения о создании на предприятии Наблюдательного совета. Предлагается, чтобы Совет состоял из представителей каждой депутатской фракции, работал на общественных началах, имел доступ ко всей документации водоканала, согласовывал крупные (более 200 тысяч) контракты, согласовывал штатное расписание, и, что самое главное, согласовывал подачу документов на пересчёт тарифов и нормативов», — написал он.
В комментариях уже известная нам Алена Ротова сообщила, что уже многие годы говорит о создании второго водоканала и возможностях увеличить доходы первого, но …
Что такое это «но», мы попросили прокомментировать саму Алену Ильиничну, которая неожиданно заявила, что она относится к идее приватизации водоканала отрицательно.
«Пока предприятие принадлежит громаде, громада может контролировать его деятельность», — заявила она.
В беседе Алена Ротова сделала вид, что не знает о проекте Ильченко, но на самом деле ее комментарий под записью Дмитрия в соцсети говорит об обратном.
Не нужно забывать, что партнер Ротовой Владислав Мангер, с которым они работали помощниками нардепа Журавко, не смотря на причастность к партии «Батькивщина», играет по правилам Ротовой.
При этом, если у Мангера свои взгляды на развитие ситуации, о которым мы можем только догадываться, то его партийный руководитель вцепился в эту тему совершенно не ради контроля за водоканалом.
Юрию Витальевичу Одарченко, который успешно занимается строительным бизнесом, необходимо сговорчивое начальство на коммунальном предприятии. Его фирма «Строймеханизация» придумала для себя интересный вид бизнеса в построенных за деньги жильцов-инвесторов домах. Купившего квартиру человека вынуждают подписывать договор о поставке воды не в КП, а с частной обслуживающей компанией, которая покупая у водоканала воду, набрасывает свою выгоду, и продает ее конечному потребителю. Эта деятельность незаконна, и жильцы дома на ул. Кулика 31 в прошлую субботу на общем собрании намекнули об этом руководству компании. Судя по всему, руководство водоканала не хочет давать разрешение на такой вид обмана потребителей. Поэтому, без ручного руководства Юрию Витальевичу не обойтись. Также в домах «Строймеханизации» не выполняются технические условия, и по закону сдать дома в эксплуатацию нельзя. До сегодняшнего дня Юрию Одарченко каким-то образом удавалось оказывать политическое давление на различные структуры, но дом по Кулика, 31 стал для него проблемной точкой – жители и водоканал совместно требуют все-таки выполнить обещанное, подать всю проектную документацию и провести необходимые сети.
Таким образом, союз между Аленой Ротовой и Юрием Одарченко основан на очень взаимовыгодных условиях, и подкреплён своими депутатами в горсовете, которые должны убедить коллег проголосовать за нужное их патронам решение под видом усиления контроля и финансовой прозрачности.
И в конце концов, за что же будут голосовать на предстоящей сессии депутаты? Даже если не учитывать все вышеизложенные доказательства, и посчитать, что депутаты горсовета действуют из лучших побуждений, выходит, что их решение будет не более чем дестабилизирующим работу предприятия фактором. Во-первых, не разработано положение о наблюдательном совете, а во-вторых в предложенном проекте решения отсутствует надлежащее описание всех прав и обязанностей наблюдательного совета, порядка его работы, и тому подобное. В частности, вообще не установлен порядок осуществления хозяйственной деятельности коммунальным предприятием.
Сергей Никитенко, Четвертая власть