Итак, торговый центр "Суворовский" открылся. Теперь есть возможность оценить новое сооружение, сравнить с тем, что было, задуматься, так ли должно было быть
В июне 2011 года, когда строительство только началось, в херсонских СМИ неоднократно писалось, о том, что проект, принятый к реализации, очень "сырой", и что его еще не поздно исправить.
Но тогда обещания молочных рек и кисельных берегов смывали в едином потоке все замечания и предложения. Херсонцы, как обычно, поверили на слово и надеялись на чудо – ведь говорить не о чем, когда ничего еще не построено. Если речь идет о мелочах, или даже о художественном решении – может быть, но если проект в основе несовершенен – то исправить его в ходе строительства уже невозможно. Мы ведь видели проект. Его не скрывали.
И получили то, что и ожидали – "монстра" в историческом центре. С открытием торгового центра даже молодежь, обычно не проявляющая в таких вопросах активности, в социальных сетях начала бурное обсуждение и критику. Эмоции эмоциями, но нам важно разобраться, почему здание торгового центра вызывает противоречивые чувства.
Не будем даже возвращаться к теме утраченного исторического квартала, имевшего колоссальное значение для истории города, и отказа хотя бы задуматься о его воссоздании по варшавскому варианту. Сейчас для меня самым важным остается вопрос, почему при проектировании нового комплекса на свободном участке перед театром не был учтен сам театр? Это амбиции заказчика или недостаток образования архитектора?
Как так получилось, что здание крытого рынка стало более значимым в Херсоне, чем театр! Хотя ответ мы с вами знаем. Мы наблюдали весь этот долгий путь, когда уничтожалась улица Суворова, разрушались памятники архитектуры, застраивались и продавались территории парков и скверов. Но одно дело "скромное обояние буржуазии", а другое – открытая поддержка всех этих идей с площадей, с газетных полос и с экранов телевидения? Как можно открыто гордиться тем, что мы получили в центре города?
Возможно, градостроительство – специфическая тема, но я попытаюсь объяснить. В любом архитектурном ансамбле, как и в живописи, как и в музыке, есть главное и второстепенное. Здесь размер не имеет значения. На большой площади может быть главным скульптурный памятник, незначительный по величине храм, небольшое, но важное административное здание. Даже если они находятся в окружении крупной застройки , то могут оставаться архитектурно более значимыми благодаря своему расположению на площади, архитектурно-художественному решению не только своих фасадов, но и фасадов окружающей застройки.
Огромный курдонер (ниша на главном фасаде) ТРЦ, да еще и собственная ось симметрии, не совпадающая с осью театра просто уничтожили его, раздавили и подчинили. Театр оказался задавлен не просто объемами, а массой дробных архитектурных элементов, "архитектурным мусором", максимально привлекающим к себе внимание. Интересно, что даже при таком размахе, при такой высоте и при таких же объемах застройки не было никаких проблем подчинить это здание не только театру, но и остальным окружающим объектам (Потемкинскому скверу с памятником Потемкину, Пионерскому скверу, восточному проезду вдоль театра). Ведь это не только один из самых важных градостроительных участков в центре города, это один из самых интересных для проектирования участков, где можно было действительно предложить современное и впечатляющее решение.
Но не только для театра новое здание стало проблемой. При похожем фасаде со стороны ул. Суворова здесь на первое место из ошибок проекта вышла высота. Для камерной, в среднем, двухэтажной улицы Суворова такая высота просто недопустима. Шесть высоких ярусов, да еще и арка безжалостно раздавили противолежащую малоэтажную застройку. Настоящим монстром эта фасадная стена выглядит не только для улицы, но и для всей панорамы города со стороны Днепра.
И симметричность фасада со стороны ул. Суворова тоже неуместна. В выигрыше оказался только магазин "Рыба", расположенный прямо напротив главного входа. Что собственно обхватывает южный фасад, ради чего эта симметрия? – невозможно объяснить простой логикой. И как это исправить? Может быть, пробить сквозной проход от улицы Ленина, вдоль стены шахматно-шашечного клуба, может, перенести сюда колонну Славы из парка "Славы"?
Ну нет со стороны ул. Суворова ничего такого, на что бы мог ориентироваться гигантский симметричный фасад. Наоборот, возникло еще одно противоречие, но уже с Успенским собором. Ведь это не просто собор – это градостроительный центр исторического центра Херсона. Он является главным объектом на 2-3 квартала вокруг, где нежелательно вообще что-либо сооружать выше трех этажей, да еще и с такой претензией. Успенский собор должен оставаться доминантой в панораме города. Духовное начало все же должно быть выше материального, хотя бы на уровне декларирования.
Следует признать, что большие плоскости остекления смягчили масштаб здания, но архитектурно-художественная часть проекта в целом выполнена откровенно "топорно". В крайнем случае, можно было бы рассчитывать на постмодернистические широкие карнизы и гипертрофированные крупные волюты и кронштейны, но мы видим монотонные узкие переплеты и несчастных атлантов, которые явно не справляются со своей задачей.
Однако более неудачными в художественной части являются боковые фасады. В них нет ничего живого, располагающего человека. Очень высокая, с механически расставленными прямоугольными объемами стена подавляет собой все живое вокруг. Удивительно, что даже остекленные плоскости не спасают ситуацию. Противоположная сторона улицы с живописной малоэтажной застройкой оказалась подавленной грубой стеной, по ощущениям напоминающей промышленные цеха.
Откровенно говоря, по этой части улицы Карла Маркса стало неприятно ходить. Для меня похожим местом является улица Филатова у завода Карданных валов, где в состоянии угнетенном и подавленном оказались старые и стильные корпуса больницы Тропиных.
"Рука тянется за кистью". Кажется, спасти стены ТРЦ может только живопись. Так делают на глухих фасадах зданий в исторических центрах городов Западной Европы. Но здесь-то ситуация другая. Здесь-то здание только что выстроено, а значит, над ним еще год назад глубоко задумывался архитектор.
В прошлом году в Херсоне проводился фестиваль современного искусства в цехах заброшенной обувной фабрики. Это было лишь начало нового масштабного проекта по ревитализации промышленных, заброшенных и дисгармонирующих объектов в центре города. Студенты-дизайнеры технического университета приступили к разработке проектов по "оживлению" "мертвой архитектуры" средствами не столько архитектурными, сколько художественными.
Думаю, в список объектов для ревитализации теперь смело можно включать и новый ТРЦ. И я надеюсь, студенты смогут предложить вариант решения проблемы посредством современного искусства, раз современная херсонская архитектура оказалась бессильной.
Сергей Дяченко, действительный член Украинского национального комитета ИКОМОС (Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест при ЮНЕСКО), "Вгору"