На пресс-конференции для журналистов 21 февраля председатель одного из ОСМД Херсона Игорь Безердян рассказал о долгой и непростой борьбе за права на подвал, которую жильцы соседнего дома ведут с чиновниками
Если конкретно – речь идет о доме № 16 на улице Покрышева, где еще в апреле 2010 года было создано ОСМД – балансосодержатель (для справки: не все ОСМД в Херсоне являются балансосодержателями, некоторые находятся в коммунальной собственности). И сразу же после создания ОСМД жильцы решили воспользоваться своим правом распоряжаться вспомогательными помещениями – подвалами. Определение вспомогательных помещений Игорь Безердян нашел в статье 1 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома». Там говорится, что к таковым относятся помещения, предназначенные для обеспечения эксплуатации дома и бытового обслуживания жителей (лестничные клетки, колясочные, кладовые, мусоропроводы, чердаки, подвалы, машинные отделения лифтов и другие объекты). А в статье 10 Закона Украины
«О приватизации государственного жилищного фонда» говорится, что совладельцами вспомогательных помещений являются владельцы квартир, помещения передаются в собственность владельцев квартир бесплатно и отдельной приватизации не подлежат.
Казалось бы, всё верно: жильцы – хозяева подвалов, а посему сами могут распоряжаться ими: в том числе сдавать в аренду, а полученные средства тратить на обустройство дома. Так и решили поступить жильцы, но сначала пожелали проверить – законно ли занимают подвал трое нынешних арендаторов.
Оказалось, есть над чем подумать. По договору аренды, который власти заключили с первым арендатором еще в 2007 году, фирма имела право занимать всего 34 квадратных метра, а на самом деле охватывала площадь порядка 200 квадратных метров.
Другая фирма (один из операторов мобильной связи) на бумаге арендовала всего 6 квадратных метров, а на практике самовольно расположилась на крыше жилого дома, где было установлено различное технологическое оборудование, в том числе мощные ретрансляторы и 16 «тарелок». Жильцы посчитали, какая площадь занята на деле с учетом проложенных кабелей, – вышло 50 «квадратов».
Третий арендатор по договору 2007 года получил во временное пользование 25 квадратных мет-ров, а на самом деле «хозяйничал» в 3 помещениях общей площадью более 80 метров. Причем последний договор аренды городские власти заключили с этим предпринимателем уже после создания ОСМД – летом 2010 года, даже не спросив мнения жильцов.
Как такое могло получиться, Игорь Безердян не знает. А когда стал выяснять, оказалось, что в мэрии не согласны, с тем, что подвал, пользующийся популярностью у арендаторов, принадлежит жильцам. В управлении коммунальной собственности подвалам дома присвоили статус «нежилых помещений цокольного этажа», а все нежилые помещения даже «оэсэмдэшного» дома находятся в собственности властей.
- Но позвольте, у нас имеются исходные документы на этот дом. В том числе и оценочный акт из БТИ, где указано, что помещение, из-за которого возник спор, – это именно подвал, так как там проходят коммуникационные сети, – рассказал Игорь Безердян. – Только чиновники умудрились вычеркнуть все коммуникации из акта приема-передачи, чтобы таким образом уйти от термина «подвал», и сумели в том же БТИ получить аналогичный оценочный акт, в котором подвал уже назван нежилым помещением цокольного этажа.
По его словам, в итоге ничего хорошего не вышло. ОСМД лишилось возможности получать дополнительные средства, которые можно использовать только на ремонт и благоустройство дома. Результатом войны с управле-нием коммунальной собственности стало обвинение председателя ОСМД в рейдерском захвате…собственных подвалов, после чего ему пришлось наведываться в прокуратуру. Арендаторы в подвале остались без электричества и отопления (раз нет сетей – значит ничего нет, и ни одна из обслуживающих организаций не может заключить с ними договор). В то же время предприниматели давали понять, что заключить договор с ОСМД они бы и не против (нет разницы, кому платить), но им запретили это делать чиновники, считающие себя полноправными хозяевами помещений.
- Мы писали заместителю городского головы Владимиру Ярошевскому и вроде бы даже нашли понимание, – говорит председатель ОСМД. – Владимир Иванович ответил, что планируют провести совместное совещание с представителями ОСМД, на котором можно было бы обсудить сложившуюся ситуацию и найти какой-то выход. Однако, это письмо датировано 16 декабря 2011 года, но до сих пор нас никуда не приглашали. А ведь мы теряем и время, и деньги, которые могли бы пойти на текущий ремонт конкретного дома. Очень хочется, чтобы власти, наконец, пошли нам навстречу!
Ирина ПАВЛОВА // Гривна № 9 (894) 23.02.2012