5 декабря в Херсоне состоялся круглый стол "Федерализация Украины: судьба страны и Херсонской области". Его организаторами стали общественное движение "Украинский выбор" Виктора Медведчука и Европейский институт политической культуры, а участниками - политологи, эксперты, депутаты местных советов и общественные деятели Херсонщины.
Перед началом круглого стола в конференц-зале офисного центра "Бордо" директор института Александр Булавин просит присутствующих выключить мобильные телефоны.
"Тема федерализации Украины широко обсуждается в газетах и на сайтах, - продолжает он. - Мы хотим выяснить отношение к ней херсонской элиты. Теперь не нужна команда из ЦК КПСС или какая-то бумага из Вашингтона или Москвы. Украинское общество само должно решать свои проблемы. Хочу напомнить, что автором идеи федерализации был в свое время председатель Народного Руха, кандидат в президенты Вячеслав Чорновил."
"Мы не пытаемся никому ничего навязывать. У нас есть свое мнение, но мы хотим понять, насколько актуальны вопросы децентрализации власти, - выступает координатор проекта "Федерализация" Михаил Павлов. - За последние годы у нас состоялась дикая концентрация власти, и у местного самоуправления отобрали последние деньги и полномочия. По моему мнению, федерализация конституционно закрепляет права местного самоуправления и децентрализации власти."
"У нас же в Конституции записано, что Украина - унитарное государство", - тихо говорит своей соседке за столом лысоватый мужчина лет 60 в очках.
"Проблема федерализации просто перезрела, - берет слово главный редактор херсонской газеты "Горожанин и Горожанка" Андрей Гриценко. - Потому местного самоуправления у нас просто нет. Ни денег, ни силовых компонентов власть на местах не имеет, помочь реально людям не в состоянии. Поэтому федерализм - это средство, чтобы у местного самоуправления появились полномочия, возможность планировать бюджет, а не ждать дотаций. Беда в том, что у нас думают не столько о том, что нужно изменить, а как должно быть. Когда говорят, что Украина не готова к федерализации, я думаю: это что, каждый украинской должен только работать, платить налоги, выполнять свои общественные обязанности и умирать в день выхода на пенсию?"
"Я не верю в мудрость украинцев, - вступает в дискуссию участник войны в Афганистане Юрий Бычковский, руководитель Херсонской организации "Никто, кроме нас". - Когда политики говорят, что люди мудрее, чем мы думаем, это неправда. Они просто лучше приспосабливаются. Средний украинец не знает разницы между сепаратизмом и федерализмом. Я побывал в Черновцах, Запорожье, Львове, Полтаве, общался с ветеранами войны и труда. Они категорически против федерализации, потому что не понимают ее. Воспринимают как раздробленность государства и сигнал к тому, что время брать вилы. Федерализация еще не произошла здесь", - показывает на свою голову.
Председатель просит желающих принять участие в дискуссии подавать ему записки.
"Не надо подменять вопрос децентрализации федерализацией, - резко поднимается председатель общественной организации "Добро" Валентина Крицак. - Так только наперсточники делают."
По ее мнению, действия организаторов круглого стола Михаила Павлива и Александра Булавина содержат признаки состава преступления, предусмотренного статьей 110 Уголовного кодекса "Посягательство на териториториальну целостность и неприкосновенность Украины". Просит провести досудебное расследование этих действий.
"Я считаю, что поступаю порядочно, уведомив об этом сначала вас, - говорит Крицак организаторам. - У вас будет время, чтобы подготовиться к своей защите. Сегодня вручу и отправлю это заявление."
Часть собравшихся ей громко аплодируют.
"Многие говорят, что Украине нужна федерация, а что она нам поможет, я не слышу, - отмечает руководитель Причерноморского центра политических и социальных исследований Александр Мошнягул. - Субъекты федерации должны будут сами решать свои социальные, образовательные или экономические проблемы. А Херсонщина - дотационная область. Местные бюджеты наполняются лишь на 30-40 процентов. Самоуправление и децентрализация власти отнюдь не синонимы федерализации. Разве в России или Нигерии есть реальное самоуправление? Если мы, скажем, организуем федеративный округ с центром в Одессе, то там будут концентрироваться ресурсы так же, как сейчас это делается в Киеве. Если же субъектами федерации станут области, то деньги будет распределять областное правительство. В общин их как не было, так и не будет. Я не вижу никакой проблемы в нашем регионе, которая будет решена при федерализации."
"А вы не думаете о том, что за каких-то два месяца Янукович издаст указ о создании федерации?" - спрашивает Александр Булавин.
"А разве только вы можете задавать нам вопросы? - кричит мужчина в темном костюме. - Это какой-то квадратный стол получается."
"Чувствуется определенная нервозность, заполитизированность, страхи, - берет слово председатель Херсонской областной организации Комитета избирателей Украины Дементий Белый. - В мире есть примеры, когда объединяются десятки островов или страны, где есть политический конфликт, как в Бельгии. Есть еще федеративные страны с большой территорией - Россия, США, Канада. Но Украина подобна Франции или Италии. Все наши проблемы мы можем решать в рамках унитарного государства."
"А что у нас будет в федеральной общине? - Спрашивает председатель областной организации общества "Знание" Виктор Гаврилюк. - Да ничего. Все убрано в частные руки, которые находятся в Киеве, Москве, за рубежом - облгазы, облэнерго, промышленные предприятия. И если государство еще имеет какое-то влияние на владельцев, то федеральное общество никакого влияния на них иметь не будет."
"Россия через своих агентов сеет в Украине заразу под названием "федерализм", - строго говорит главный редактор интернет-издания "Твоя правда" Олег Зайченко. - Поэтому призывы моих друзей не идти на это сборище неправильно. Нельзя игнорировать болезнь, чуму, можно производить только вакцину и методы борьбы с ней. Призыв к федерализму в Украине - это подготовка гражданской войны, которую нам подбрасывает соседнее государство. Нормальное развитие может быть только в рамках унитарного государства. Россия тоже с удовольствием стала бы унитарной, но не может. Потому что жителю Калининграда трудно понять, какое у него общее будущее с уроженцем Дагестана или Чечни."
Дискуссия продолжается почти три часа. Большинство присутствующих выступают против идеи федерализации. Некоторые потихоньку уходят из зала. Председатель приглашает всех, кто досидел до конца, зайти в соседнее помещение на кофе. Видно, что он недоволен тем, как прошло мероприятие.
Александр ГУНЬКО, Gazeta.ua