Владелец Херсонского машиностроительного завода Александр Олейник совместно с Федерацией работодателей Украины (ФРУ), возглавляемой Дмитрием Фирташем, презентовали общественности проект индустриального парка в Херсонской области — KhersonIndustrialPark. Это событие произошло на III Балтийско-Черноморском экономическом форуме, который прошел 17 июня 2016 года в Херсоне.
По данным Минэкономразвития и торговли, в Украине уже создано 13 индустриальных парков. При этом инициаторами лишь пяти из них был частный бизнес: физлица и компании. При этом, по данным министерства на начало июня, в парках почему-то значится лишь один участник.
На презентации было оглашено, что KhersonIndustrialPark расположится на территории Херсонского машиностроительного завода, которая составляет ни много ни мало — 73 га. Стоит упомянуть, что в 2011-2012 годах эта земля и права на нее были одним из предметов спора между Александром Олейником и тогдашним главой Херсонской обладминистрации Николаем Костяком. Тогда Олейник через СМИ прямо обвинил областные власти в попытке рейдерского захвата предприятия. Конфликт тянулся около двух лет, но в конце концов владелец «Херсонмаша» пришел к мировому соглашению с областными властями. Сегодня создание технопарка на территории завода поддерживает Херсонская мэрия.
Площадь производственных помещений завода, которые войдут в новый индустриальный парк, тоже впечатляет — 330 тыс кв. м. Инженерная инфраструктура парка включает автономное водоснабжение, газоснабжение электроснабжение – 154 кВт плюс три резервные подстанции мощностью по 35 кВт каждая, станцию сжатого воздуха, железнодорожную ветку, козловые краны, канализационные и ливневые системы.
Также заводская территория находится в непосредственной близости с транспортными развязками. Так, железнодорожный узел и вокзал «Херсон» всего в 500 м от территории будущего индустриального парка, в 15 км — аэропорт «Херсон», автовокзал «Херсон» — в 440 м, автомобильная трасса Р-47 — 50 м, речной вокзал — в 3 км, торговый морской и речной порты — в 3 км.
Планируется, что ФРУ выполнит роль коммуникатора создателей парка с властями на всех уровнях, в том числе и с правительством и Верховной Радой, от которой ждут принятия законопроектов №2554а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно развития отечественного производства путем стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики через индустриальные парки» и №2554а-д «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно развития отечественного производства путем стимулирования привлечения инвестиций в реальный сектор экономики через индустриальные парки». Эти законы должны дать определенные преференции участникам индустриальных парков, без которых, как считают инициаторы создания KhersonIndustrialPark, развитие полноценных и успешных промышленных кластеров в Украине не имеет перспектив.
Редакция предлагает вниманию читателей интервью с владельцем Херсонского машиностроительного завода Александром Олейником, в котором он ответил на вопросы Hubs и других журналистов относительно проекта KhersonIndustrialPark, а также о том, какими он видит перспективы самого завода в рамках нового индустриального парка.
— В своей презентации KhersonIndustrialPark в ходе третьего Балтийско-Черноморского экономического форума вы сосредоточились на логистических преимуществах этого проекта. А какова его экономическая цель?
— Суть проекта — создание современного индустриального парка, развитие новых производств на нашей территории и предоставление услуг как его субъектам, так и связанному с ними бизнесу.
Но надо понимать, что любого инвестора не интересуют наши рабочие места. Его не интересуют социальные вопросы. Его интересует, сможет ли он вернуть деньги, которые вложил в проект, и получит ли он прибыль? Поэтому наши основные цель и задача — создать условия, при которых инвестор получит гарантии и будет видеть свою перспективу ни на день, ни на два, а на десятки лет.
— Какими способами вы планируете привлекать инвесторов в технопарк?
— Основной интерес к технопарку — его инфраструктура. Она должна быть такая, чтобы прийти и сразу начать работать на результат. Тут, на площади 73 га, есть свои энергомощности, свое газо- и водоснабжение, железнодорожная ветка. Близко расположены крупный железнодорожный узел, городской ж/д вокзал. От нас в его систему путей идет железнодорожная ветка. Также очень близко Херсонский торговый морской и речной порты, пассажирские речной и автобусный вокзалы.
— Главная цель инвесторов — возврат инвестиций, а что является вашей целью в этом проекте?
— Планируется, что индустриальный парк даст возможность развернуть более 10 тыс. новых рабочих мест.
— У вас есть ориентиры по получению отдачи от работы парка?
— Об ожидаемых результатах сейчас сложно говорить. Результаты работы индустриального парка зависят от целого ряда факторов. Например, как сработают депутаты Верховной Рады: примут ли они законопроекты по работе парков, которые сейчас на рассмотрении? Будут ли приняты заложенные в них льготы? Будут ли эти льготы в Украине не менее привлекательны, чем льготы в других странах для индустриальных парков? Мы, конечно, надеемся на то, что рабочих мест будет более 10 тысяч на этом парке. Он является одним из самых подготовленных в плане инфраструктуры, готов уже с завтрашнего дня принимать людей, производить продукцию, предоставлять услуги.
— В рамках парка есть специальные инициативы для привлечения инвесторов?
— Любой инвестор, который приходит, должен понимать, что он сможет вернуть деньги и заработать на этом проекте. Это не значит, что стоит задача заработать деньги за год или два. Ка правило, все инвесторы рассматривают долгосрочные перспективы. Это 5, 8, 15, 20 лет. Если инвестор будет понимать, что есть перспектива развития этой страны, что есть поддержка власти, и не только региональной и городской, но и на высшем уровне, то он вложит деньги.
— Появился ли уже реальный интерес инвесторов к KhersonIndustrialPark?
— Буквально уже в ходе работы III Балтийско-Черноморского экономического форума (17 июня – ред.) были подписаны по KhersonIndustrialPark меморандумы с компаниями из Турции о логистическом центре хранения и переработке овощей и фруктов, а также о проекте по энергосберегающим технологиям.
— Какие льготы и преференции нужны для успешной работы индустриального парка, который имеет составляющую аграрного машиностроения?
— Сегодня, если завозят в Украину готовую технику, на нее пошлина нулевая. Если же завозятся комплектующие, чтобы в Украине производить технику — пошлина 5-10%. Поучается, что государством заложена ситуация, когда у внутреннего и внешнего инвестора нет интереса производить тут технику. Никакие субсидии и компенсации в Украине не предусмотрены. Это надо исправлять.
В банковской системе необходимо снижение процентной кредитной ставки. В некоторых странах ее снижают даже до «минуса». Существуют ставки рефинансирования банка — «минус один». В нашей же стране ставка рефинансирования — 18%, а кредиты — под 25%. О какой перспективе развития может идти речь? На сегодня для получения позитивного результата надо полностью пересмотреть принципы работы всех финансовых институтов, обеспечивающих развитие производства. Нужно стимулировать внутренний рынок, давать кредиты, давать возможность планировать не на год-два – а на десятилетия.
— Херсонский машиностроительный завод включен в систему технопарка?
— На сегодня — нет. Но мы подписали соответствующий меморандум с городским головой Херсона. Сейчас готовятся документы для регистрации индустриального парка. На сегодня есть понимание на всех уровнях, что завод будет включен в парк. Надо просто пройти формальные процедуры для этого.
— Насколько востребована рынком продукция «Херсонмаша»?
— Вся наша продукция востребована. У нас — аграрная страна. К сожалению, много комбайнов завозится (из-за рубежа – ред.). На один завезенный комбайн из Украины вывозится до 60 вагонов зерна. Потребность в технике есть, а для роста внутреннего сельского машиностроения нужна нормальная кредитная система для производителя, надо давать ему лизинговые программы, дотации для развития.
— Херсонский машиностроительный завод имеет перспективную продукцию?
— Да, у нас есть новый комбайн «Скиф», созданный на базе решений от известных производителей. «Скиф» — это сборная солянка. Там есть решения от «Клаас», (Claas, Германия – ред.), от белорусских машин Гомельского завода комбайнов. Мы работаем с компанией «Сампо Розенлев» (Sampo-Rosenlew, Финляндия, – ред.). Проводились сравнительные испытания «Скифа» с немецким комбайном «Клаас Тукано» (Claas Tucano). Наш комбайн показал характеристики, которые по некоторым показателям лучше, чем у его немецкого соперника.
— Портфель заказов на «Скиф» уже сформирован?
— Нет, «Скиф» сейчас не продается, мы их не производим, но готовы к выпуску. Чтобы «Скиф» пошел в серию, нужны длинные деньги, а нынешние процентные ставки съедают всю рентабельность.
Фото: Константин Макульский