В судьбе многострадального Херсонского нефтеперевалочного комплекса наметился новый поворот. В мае неизвестное предприятие из орбиты Минэнергоугля – ГП «Укрэнергоинвест» – обратилось к главе ведомства с просьбой передать ему имущество комплекса, который сегодня управляется другим «подшефным» министерству ГП – «Предприятием по обеспечению нефтепродуктами» (ПОНП). Одновременно судебный исполнитель, работающий в интересах владельца комплекса в лице Нацбанка, описал имущество комплекса и постановил передать его… «Укрэнергоинвесту», состоящему из одного директора... Кто положил глаз на единственную государственную перевалку и зачем?
Активы беглого Сергея Курченко – Одесский НПЗ и Херсонский нефтеперевалочный комплекс – в 2014 г. были арестованы Приморским судом Одессы и переданы на хранение госпредприятиям из орбиты Минэнергоугля. Перевалка в качестве вещественного доказательства передана ГП «Предприятие по обеспечению нефтепродуктами» (ПОНП).
Херсонский терминал возобновил полноценную работу летом 2015 г. после назначения исполняющим обязанности руководителя ПОНП Аркадия Бородкина – выходца из экспедиционного бизнеса. Помогла и конъюнктура. В октябре 2015 г. Россия закрыла экспорт дизельного топлива в Украину, который к тому времени достигал 170 тыс. т или фактически 30% рынка. Ответом трейдеров на проблемы с Севера стали активные поставки с Юга и Херсонский терминал стал одним из основных действующих лиц той осени. В сентябре–декабре комплекс принял 27 танкеров, перевалив 130 тыс. т дизельного топлива. При этом суммарно в прошлом году ПОНП обслужило 35 судов, доставивших 163 тыс. т нефтепродуктов.
Успешную деятельность Херсонской перевалки министр Владимир Демчишин отнес к главным достижениям Минэнергоугля в 2015 году. «В течение последних нескольких месяцев нам удалось путем диверсификации, в том числе и через Херсонскую перевалку, которая находится под контролем министерства, обеспечить бесперебойное снабжение дизеля и нефтепродуктов. Кроме того, проведены переговоры с Казахстаном и Туркменистаном. Риска нет», – рассказывал экс-министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин.
Именно со «старого» министра берет начало новый виток событий вокруг Херсона.
Ловкость рук
4 апреля 2016 г., за неделю до отставки, Владимир Демчишин издает приказ об утверждении новой редакции устава ГП «Укрэнергоинвест», которое до 2014 г. было мало кому известным ГП «Украинский НИИ организации управления, стандартизации, научно-технической и экономической информации нефтяной промышленности». Интернет-поисковики не дают никакой информации о профиле деятельности этого НИИ. Аналогичная ситуация и с новым исполняющим обязанности директора этого ГП Александром Третьяком, которого Демчишин назначает на эту должность 12 апреля 2016 г., т.е. за день до своей отставки. А уже 13 апреля новоиспеченный директор «Укрэнергоинвеста» обращается в родное министерство с просьбой передать ему в управление ХНПК.
«Основным видом деятельности ГП является управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, в том числе прием и хранение углеводородного сырья и нефтепродуктов», – пишет г-н Третьяк в своем обращении, добавляя, что в распоряжении «Укрэнергоинвеста» есть необходимая материально-техническая база, а также квалифицированные сотрудники с опытом работы. Какая материально-техническая база может быть у компании с уставным фондом 20 тыс. грн. – не ясно. Где «Укрэнергоинвест» набрал квалифицированных кадров – тоже загадка.
Параллельно с этим в Херсоне происходят не менее странные события. 19 мая 2016 г. на территорию Херсонского нефтеперевалочного комплекса пожаловал главный государственный исполнитель отдела принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Минюста Дмитрий Нидченко. Там он составил акт описи и ареста имущества и передачи на ответственное хранение… ГП «Укрэнергоинвест». Почему этому предприятию? Особенно интригует этот вопрос, учитывая, что господин из Киева приехал помогать… Нацбанку.
Дело в том, что фактический владелец Херсонского терминала - Национальный банк Украины. НБУ перевалка передана в обеспечение рефинансирования ОАО «Реал Банк», принадлежащего Курченко. Речь о кредите на 787,4 млн. грн (на тот момент – чуть меньше $100 млн). НБУ обратился в суд и закономерно был признан владельцем перевалки. Решение было вынесено Хозсудом Киева еще 25 ноября 2014 г., в рамках которого 23 марта 2015 года издан приказ о принудительном исполнении решения. Как видим, правосудие таки восторжествовало. Но остается непонятно, почему судебный исполнитель, по сути работающий на НБУ, приписывает передать имущество НБУ неизвестному «Укрэнергоинвесту»?
На службе государю?
Стоит напомнить, что два открытых фигуранта описываемой истории – не чужие друг другу люди. Глава НБУ Гонтарева и экс-министр Демчишин являются выходцами (а Демчишин – даже акционером) все громче звучащей в последнее время инвесткомпании ICU, управляющей среди прочего активами Петра Порошенко.
На весьма высокие интересы к Херсонскому комплексу указывает и тот факт, что происходят последние события с грубым нарушением законодательства. В нашей стране позволить себе такое случайные люди не могут. Напомним, что имущество перевалки уже арестовано постановлением Приморского районного суда Одессы 30 сентября 2014 г. Следственное управление ГУ Налоговой полиции в Одесской области ведет досудебное расследование по уголовному производству. И комплекс выступает вещественными доказательствами по этому делу. Опрошенные юристы усматривают в действиях госисполнителя Нидченко нарушение «Порядка хранения вещественных доказательств стороной обвинения, их реализации, технологической переработки, уничтожения, осуществления расходов, связанных с их хранением и пересылкой, сохранности временно изъятого имущества в ходе уголовного производства» и «Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органам дознания, предварительного следствия и суда». Но, как показывает практика, для людей с ресурсом это не помеха.
В Минэнерго о ситуации с «Укрэнергоинвестом» знают. Однако решили дистанцироваться.
«Исключительно государственный исполнитель имеет полномочия по определению лица, которому передается на хранение арестованное имущество. Минэнергоугля не имеет полномочий по согласованию передачи имущества ООО «Всеукраинский промышленный союз» (номинальный владелец перевалки при Курченко – прим. автора), на которое наложен арест, на хранение ГП «Укрэнергоинвест», – сообщили в пресс-службе министерства. Согласитесь, несколько нетипичная позиция. По сути, министерство готово без боя отдать актив из своей орбиты.
Удивляет и позиция Нацбанка. В своем интервью «Украинской правде» председатель НБУ Валерия Гонтарева заявила, что Херсонская перевалка «довольно знаковый объект, на который есть спрос». И при этом судебный исполнитель, пускай и с нарушением закона, отписывает актив какому-то «левому» ГП из Минэнерго.
Схемы возвращаются?
Схема передачи имущества единственной государственной морской перевалки неизвестной конторе с новоназначенным руководителем неизвестной квалификации, происходящая без обсуждения экономической целесообразности, выглядит крайне подозрительно. Это больше похоже на рейдерский захват, нежели на защиту интересов государства и Нацбанка. Но кто и зачем заинтересовался этим специфическим активом?
Профиль того, кто может стоять за чередой странных событий вокруг Херсона, скрыт за властными облаками. Кто это может быть, если ему помогают Демчишин и Гонтарева?
Сосредоточимся на вопросе, зачем кому-то нужна перевалка? В нынешней ситуации Херсонский комплекс бесперспективен как бизнес. Морские поставки всегда были лишь страховочными на случай, если спрос превысит сухопутные поставки из традиционных источников – Беларуси, Литвы, Польши, России. Эти поставки элементарно дешевле. Настолько, что закрывают даже южные области Украины, которые, казалось бы, интереснее снабжать по морю. Но морская логистика настолько затратная, что доставка по железной дороге за тысячу километров выгоднее. Море использовать целесообразно только эпизодически, когда возникают форс-мажоры вроде российского «дизельного» моратория 2015 года. Это особенность не только Украины – в большинстве стран морские терминалы являют собой некий запасной путь «на всякий пожарный».
Перспектива Херсона и других перевалок в этом году окончательно закрылась из-за возобновления российских поставок. Особенно важна реанимации мощнейшей магистрали – нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление», который на днях начал отгрузки с терминала в Новоград – Волынском (Житомирская область). В комплексе с падением потребления рост предложения на рынке уже привел к снижению наценок, в частности у крупнейшего поставщика – Беларуси. Так что южные регионы будут теперь наполняться дешевым белорусским и российским топливом. Перспектива морских поставок, цены на которые формируются рынком всего Средиземноморского региона, перечеркнута. Говорит об этом и динамика поставок через Херсон: по данным ГФС, за пять месяцев этого года Херсонский нефтетерминал принял всего 8 судозаходов, перевалив 35 тыс. т дизтоплива.
Херсонская перевалка сегодня не стоит практически ничего. Сверхдоходов от легальной деятельности ожидать не стоит. Стоит вспомнить, что глава ФПГ «Фактор» Сергей Тищенко на прошлой неделе заявил о возможной покупке ХНПК за $1 млн: «Все можно продать и купить. Зависит от цены: если она будет миллион долларов, то куплю. А за 20 млн долларов – нет смысла».
Но есть еще один вариант, который может вдохнуть жизнь в этот объект. Вспомним, как работали нефтетерминалы в Херсоне и Феодосии в 2011-2013 гг., когда на рынке тоже был недорогой продукт из Беларуси и России. Тогда работала схема прерванного транзита. Контрабанда позволила поставить рынок с ног на голову, а точнее с Севера на Юг. С моря начали поступать огромные объемы топлива. Неуплата налогов, занимающих в цене оптовых партий бензина и дизтоплива более 50%, способна оживить самую мертвую схему.
Не нужно удивляться, если вскоре мы увидим на рынке вереницу вагонов и автопоездов с «херсонским» топливом. Топливная «схема» с «крышей» на самом верху была при всех властях. «Ливела», ТД «Альматея», ВЕТЭК…
Судя по всему, будет и при этой. Тем более «крыша», похоже, есть.