Аннексия Крыма существенно повлияла на местное виноделие. Как оно изменилось после 2014 года? В каком положении оказались виноделы на материковой Украине? И как выбрать качественное вино?
На главные вопросы о виноделии в Украине и в аннексированном Крыму отвечает президент Ассоциации сомелье Украины Дмитрий Сидоренко.
– Как вы находите крымское виноделие до 2014 года?
– Не очень хорошим. В большинстве своем крымские вина делают не из крымского винограда. Когда летом их продавали на набережных, то качество напитка зависело от таланта продавца расхвалить его. Сейчас нечто подобное можно наблюдать в Закарпатье. Крупные и всемирно известные винодельческие заводы тоже утверждали, что только у них настоящее крымское вино, а у всех остальных – подделки. В итоге после 2014 года у одесских виноделов возникла проблема, куда им девать свой виноматериал, а у крымских – откуда его взять. Сейчас тот «совок», который был, он и остался. Есть только отдельные энтузиасты, которые делают действительно хорошие вина небольшими партиями и продают узкому кругу покупателей.
– Этих виноделов устраивают условия после аннексии Крыма?
– Нет, многие из них проукраинские. Если человек продал все и купил виноградник, а потом это все случилось, то куда ему деваться? Он становится заложником ситуации. Меня не устраивает, когда другие виноделы рассказывают мне, будто бы они вынуждены делать крепленые вина. Они утверждают, что в Крыму растет особенно сахаристый виноград, но зачем тогда крепить спиртом? Ладно, пусть виноградным, но зерновым! Крепленых вин в мире предостаточно. Знаменитый «Мускат Белый Красного Камня» создали в 1946 году, при послевоенной разрухе – вот это тяжелые условия, с нынешними не сравнить.
– Я слышал от виноделов, что крепить вина зерновым спиртом начали еще при Николае Втором, а затем такой принцип вошел в советские ГОСТы. Насколько это пагубно для вина?
– Существенно меняется вкус. Однако этиловый спирт дешевле виноградного, вот и все. Крепленые вина производят и во Франции, просто по более дорогостоящим технологиям. Так или иначе, настоящие местные вина должны выпускаться ограниченными партиями. Если это вино из Севастополя, то для его производства можно использовать только виноград из Севастополя. Точка. Следовательно, и массовых партий быть не может.
– Что произошло с виноделием на материковой Украине за последние четыре года?
– Аннексия Крыма дала толчок развитию виноделия и в Одесской, и в Херсонской, и в других областях. Виноград есть, из него надо что-то делать, а перепрофилировать – не вариант. Тем более что сейчас, по моим наблюдениям, Украина пьет все больше вина, а не водки. То есть крепкие напитки, конечно, составляют большинство рынка, но тенденция к изменениям наметилась. Это хорошо видно по ассортименту некоторых производителей алкоголя: начинали с крепких напитков, потом стали делать еще и вино. Но, к сожалению, украинское государство не дает развиваться частным виноделам, которые могли бы создавать действительно хороший, крафтовый продукт по мировым меркам.
– То есть Украина не поддерживает отечественных виноделов?
– За очень большое достижение у нас выдали отмену оптовой лицензии. Это сыграло на руку только крупным производителям: малые как не могли делать свое вино, так и не могут. Лицензия стоит 780 гривен в год – это не деньги. На самом деле платить нужно намного больше, в долларах и неофициально, чтобы позволили работать.
– Сколько должно стоить хорошее украинское вино? Как его найти?
– Хорошее вино в Украине не может быть дешевле 100 гривен, иначе производитель точно сэкономил на виноматериалах. По-хорошему нужно искать виноделов, которых может и не быть в общей продаже, и не экономить на их продукции. Есть еще заблуждение, что настоящее вино должно закрываться только винной пробкой, но это не так. Есть европейский производитель, который использует пивные. Далее, сладкое вино – не значит некачественное, то есть в нем не замаскировали плохой вкус сахаром. Так или иначе, нужно пробовать и запоминать хороших производителей. Сейчас украинские вина на одном уровне с хорошими чилийскими, аргентинскими.
(Текстовую версию материала подготовил Владислав Ленцев)