Мы привыкли к тому, что дикая природа в результате хозяйственной и прочей разрушительной деятельности человека теряет всё больше и больше видов живых организмов. За последние несколько десятилетий с территории и акватории нашей области полностью исчезли тюлени-монахи, хорьки-перевязки, европейские норки, степные орлы и множество других менее крупных представителей фауны и флоры.
Однако наряду с убылью имеется и прибыль. Которая, впрочем, вовсе не радует. Поскольку растёт число организмов, чья жизнь так или иначе связана с той же хозяйственной деятельностью людей – организмов-иждивенцев и вредителей. Чего стоит только повсеместное расселение больших бакланов, ставших форменным проклятьем херсонских рыбоводов.
Вот и в прошлом году в Херсонской области официально зарегистрирован совершенно новый, не встречавшийся здесь ранее зверь. Причём совсем не маленьких размеров. Ещё в середине августа 2011 года фотоловушка, установленная сотрудниками Таврического агротехнологического университета (Мелитополь) в 11-м квартале Крынковского лесничества в охотугодьях ООО "Экофильтр" на небольшом плавневом острове, запечатлела непривычный для здешних мест объект. Героем сезона оказался не кто иной, как шакал обыкновенный или золотисный, как его именуют на латыни и английском.
Нельзя сказать, что эта новость так уж удивила зоологов. В последние два десятилетия шакалы активно расселяются по Центральной и Восточной Европе. В конце ушедшего века появились они и в Украине. Первый раз об этом звере я услышал в начале 90-х годов от легендарного херсонского зоолога, природоохранника и журналиста Евгения Романа. Он рассказал о случае, имевшем место на Кинбурнской косе в районе села Геройское. В лесу вдали от человеческого жилья охотник застрелил зверя, внешне похожего на собаку, но с очень сильным неприятным запахом шкуры. А это как раз один из характерных видовых признаков шакала, чётко отличающий его от домашней собаки. К сожалению, ни шкуры, ни черепа именно этого животного тогда найти не удалось. "Зоологическую сенсацию" безвестный охотник сохранить для науки, ясное дело, не догадался. А уже в 1998 году первый на Украине шакал был застрелен в Днестровских плавнях. Затем сообщения о поимке золотиcтых хищников следовали почти каждый год: в 1999-м шакала добыли в Дунайских плавнях, в 2001-м – зверь обнаружен в Крыму, а с 2003-го прочно обосновался в Донецкой области.
По данным мелитопольских зоологов, сейчас шакалы расселяются в Украину с четырёх направлений: с запада, из Венгрии и Румынии, в Закарпатье, с юго-запада, из Болгарии и Румынии в Одесскую область и дальше в центральную часть страны, с юга из Закавказья и Краснодарского края через Керченский полуостров и Сиваш на Херсонщину и с востока – через дельту Дона в Донецкую и Луганскую области. Так что от шакалов нам уже никуда не деться. Придётся сосуществовать. Впрочем, мы сами в этом виноваты. Обилие стихийных свалок бытового мусора, которыми так богата наша страна, дают возможность шакалам пережить непривычную для южного зверя зиму. Да и браконьерство, порождающее множество подранков, особенно среди зимующих на Херсонщине пернатых, так же позволяет хищникам выжить в холода и прочно натурализоваться в новом месте.
Работников ООО "Экофильтр", в чьих угодьях объявился нежданный гость, зоологическая сенсация совсем не порадовала. Охотхозяйству, озабоченному разведением дичи, ещё один крупный хищник был явно без надобности. Хватает волков, лис и енотовидных собак («енотов», как у нас их называют). Наверное, поэтому уже к концу августа зверя, засветившегося в объективе фотоловушки, удалось застрелить. Формально коммерческие охотники имели на это полное право. В регионах, неблагополучных по бешенству, охотхозяйства могут отстреливать волков, лис и енотовидных собак. А в рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, в перечне жертв профилактического уничтожения – с целью уменьшения скорости распространения рабической инфекции – упоминается и шакал. Охотников, понятное дело, больше волновало совсем не бешенство, а угроза благополучию разводимой дичи. И нехорошие подозрения тут же подтвердились. В желудке новосёла обнаружились куски шкуры и шерсть дикого поросёнка.
Таким образом, шакал прочно обосновался на юге Украины, и численность нового вида в ближайшие десятилетия будет только расти. Чем это нам грозит? Здоровый шакал на человека не нападает, а вот бешенный – может. К тому же он, как распространитель бешенства, гораздо опаснее лисицы и енотовтдной собаки, поскольку сильнее и способен искусать больше бродячих и хозяйских собак, распространая инфекцию в окрестностях населённых пунктов. Так что, увидев где-нибудь на природе симпатичную собачку с шерстью рыжевато-серого оттенка, не спешите её приласкать, это может оказаться совсем не собака.
И ещё один неприятный для нас вывод из произошедшего события. Увы, районный город Мелитополь, как центр развития зоологии и природоохранной биологии, давно уже опередил областной Херсон. Объявленный классическим, Херсонский государственный университет в последние годы превратился в эдакий "институт культуры", где даже кафедру зоологии пару лет назад просто ликвидировали, а кафедру ботаники – одну из лучших в Восточной Европе – спасло только заступничество авторитетных украинских и европейских учёных. Вот и получается, что мониторят состояние животного мира Херсонской области всё больше мелитопольцы, николаевцы, одесситы и крымчане. Им же достаются и лавры первооткрывателей.
Михаил Подгайный, старший научный сотрудник научно-природоведческого отдела Херсонского областного краеведческого музея, газета "Вгору"