
Продукты питания дорожают. Экономические эксперты прогнозируют на 2022 год рекордное повышение цен на самые необходимые товары. Такое развитие событий прежде всего скажется на малоимущих. «Так называемые продуктовые чеки – вполне реальная альтернатива государственному регулированию цен», – считает советник Владимира Зеленского по экономическим вопросам Олег Устенко.
Когда люди слышат о «картах потребителя», возникают ассоциации с советскими «картами», бумажками, которые позволяли получить товары, которых нельзя было достать. Но если в конце 80-х – начале 90-х годов причиной использования карточек был дефицит, то сейчас высока цена продуктов для небогатых потребителей.
В сознании многих украинцев продовольственные карты являются символом «советщины», поэтому к ним люди относятся в основном скептически. Не все разделяют мнение и о целесообразности их использования сейчас.
С другой стороны, система помощи незащищенным слоям населения методом выпуска льготных карточек для приобретения определенных продуктов действует во многих развитых странах мира. Например, США ежегодно тратят около $80 млрд на поддержку малообеспеченных.
По словам Устенко, в Офисе президента продолжаются дискуссии о способах оказания помощи. Это могут быть либо карты, либо субсидии. Причем государство рассуждает, чтобы эту услугу предоставлять через приложение «Дія». Но кто именно будет получать помощь, что именно и по какому критерию, как можно будет ее потратить, пока точно не известно.
Что думают украинские пенсионеры о целесообразности внедрения продуктовых карт, в каком формате удобнее? Может лучше, чтобы государство адресную помощь малообеспеченным оказывало наличными? Какие продукты должны войти в пакеты помощи?
«Главком» собрал мнения прохожих в городе Светловодск Кировоградской области:
Елена, домохозяйка:
Продукты всегда требуются в любом случае. Относительно удобства электронных версий помощи: дочь у меня пользуется электронными картами, и муж, пожалуй, тоже им так удобно, но я сама не пользовалась.
Татьяна, пенсионерка:
Продуктовые карты? Разве что для малоимущих. Для них это масло, которое сейчас очень дорого, сливочное масло тоже. Для пожилых людей и макаронные изделия недешевы. У меня, к примеру, пенсия 1900 грн. И что вы, какие там электронные! Я говорю о населении пенсионного возраста. Я думаю, это можно сделать похожим на субсидию, чтобы бабушка могла спокойно прийти, как раньше. Вот у нас когда-то был такой магазин «Ветеран», туда приходили зарегистрированные люди и получали продукты, которые им предоставлялись.
Ольга, пенсионерка:
Я считаю это неправильным в настоящее время. По-моему, это даже страшно. Это что, мы не сможем что-нибудь купить сами? Для этого требуются смартфоны, а у нас кнопочные телефоны. Но в бумажном виде это может быть.
Марина, пенсионерка:
Карточки не нужны! Лучше, чтобы пенсию добавили, чтобы лекарство стало дешевле. Вот это уже другое дело.
Галина, пенсионерка:
Надо в основном на мясо и молоко. Мне удобны были бы карты на бумаге. Я даже пенсию получаю на почте, поэтому картой почти не пользуюсь. Нам нечего туда положить.
Галина, энергетик:
В Украине продуктовые карты? Нет. Лучше пенсию повысить. Какая помощь из продуктов? Да. Я думаю, нужно получать продуктовые наборы, потому что пенсии маленькие – не хватает.
Галина, медсестра:
Конечно, пенсионерам нужна мука, макароны, сахар.
Валентина, пенсионерка:
Я думаю, это какой-то бред. Кто будет беспокоиться за людей? Помощь нужна, конечно, потому что люди очень бедны. Я вот вчера получила пенсию, разложила по полочкам – и сегодня уже без денег, надо уже на всем экономить, даже на хлебе.
Екатерина, продавец:
Я не согласна. Все пусть будет в свободной продаже. Только после войны были карточки. Сейчас мы живем в другой стране, и их снова вводят? Нет слов.
Ірина Кобець, для «Главкома»