Если же посмотреть на официальную ежедневную статистику выявленных случаев ковида у детей, в конце марта она была в пределах 600-800, сейчас - 1400-1700. Но в общей картине соотношение со всем населением пока составляет те же 8-10%, что и в предыдущую волну, больше болеет взрослых - соответственно, больше и детей.
- Естественно, дети чаще стали болеть из-за особенностей штамма «Дельта», который вдвое заразнее, чем все предыдущие, - говорит иммунолог, старший научный сотрудник Института педиатрии, акушерства и гинекологии Борис Донской. - Кроме того, они не вакцинированы. Да, вирус «достается» детям позже и слабее, но с таким прогрессированием заболеваемости, как у нас, разве у них есть шанс уберечься? Они и дальше будут инфицироваться, просто течение болезни у них, к счастью, не такое ужасное. Детский организм имеет чрезвычайно мощные способности к восстановлению. Хотя, конечно, ребенку с сердечной патологией или диабетом будет тяжело.
Цепочки передачи нужно остановить
Что до вечного вопроса «кто кого заражает», несмотря на то что процесс этот взаимообратный, дети являются очень активными распространителями инфекции. В большинстве случаев они заражают нас, считает иммунолог, но и сами инфицируются от взрослых и друг от друга.Относительно передачи вируса друг другу педиатры обращают внимание, что родители зачастую недооценивают банальные детские сопли - ребенок три дня ходит с ними в школу, потом появляется температура и оказывается, что это коронавирус. А учитывая высокую контагиозность нынешнего штамма, можно только предположить, с каким количеством сверстников ребенок поделился инфекцией.
Помогут ли сдержать распространение вируса осенние каникулы - покажет время, но, по мнению Бориса Донского, цепочки передачи нужно останавливать, иначе «взлетим до неба».
- Возможно, после каникул нужно будет вернуться к учебе онлайн - все будет зависеть от цифр и от поведения как взрослых, так и детей, - считает ученый.
С «поведением» у нас, конечно, не очень - сознательности не хватает ни родителям, ни тем более их чадам, которым карантин порядком надоел.
- Сына в институте перевели на дистанционку, он вернулся домой, на радостях тусил неделю с друзьями, теперь заболел, - говорит мама первокурсника Оксана Ковалева. - Причем в предыдущую волну, когда дома переболели все, включая бабушку, он «проскочил».
Самые тяжелые - подростки
Тем временем врачи, работающие в детских ковидных больницах, говорят, что наиболее тяжелые случаи течения болезни наблюдаются среди старших подростков - от 15-16 до 18 лет.- В общем числе таких пациентов не так много, как малышей, но болеют они тяжело, как взрослые, - рассказывает врач-педиатр, кандидат медицинских наук, и.о. медицинского директора Днепровской детской клинической больницы № 6 Виктория Минакова. - С тяжелыми пневмониями и кислородной поддержкой.
В больницу, которая является опорной в лечении ковида, ежедневно поступают 15-16 детей. Октябрьский всплеск нагляден в цифрах: если всего за год пролечено 450 детей, то в сентябре - 87, а за две недели октября - 132.
По словам врача, симптоматика радикально не изменилась, но стали превалировать воспаления бронхолегочной системы - бронхиты, пневмонии. Хотя кишечные формы, распространенные в предыдущую волну, тоже иногда встречаются. Больше пациентов стали нуждаться в кислородной поддержке – это в основном подростки.
- Поступают с высокой температурой - 38-39 градусов, кашлем, одышкой. Такой стремительности развития клинической картины, как сейчас у взрослых, у детей нет, - говорит педиатр. - Как правило, после нескольких дней насморка, слабости, признаков ОРВИ повышается температура, и тогда уже родители обращаются. Есть дети, которые нормально себя чувствуют, никаких симптомов нет, а при обследовании обнаруживается пневмония.
Ковид у детей «помолодел»
Основной контингент ковидного стационара в эту волну, так сказать, «помолодел»: если весной это были дети от 4 до 9 лет, то сейчас - малыши от 0 до 4 лет, есть даже дети до месяца, которые еще считаются новорожденными. Заражаются, естественно, от инфицированных и, как выясняется, непривитых родителей. Кормящие мамы грудничков боятся вакцинироваться и заражаются, ведь организм в период грудного вскармливания очень восприимчив.Особенностью нового штамма стало и смещение акцентов в отягощающих факторах в виде хронических заболеваний. Весной тяжелее болели дети с диабетом, заболеваниями легких, сердца, неврологическими и метаболическими болезнями.
- Сейчас ковид тяжело протекает на фоне не всех хронических болезней, - объясняет Виктория Анатольевна. - Чаще всего у детей с врожденными патологиями центральной нервной системы. Это, как правило, детки-инвалиды с церебральным параличом, у которых сразу развиваются судороги, они стремительно ухудшаются по своему неврологическому статусу. И очень тяжело болезнь проходит у подростков с ожирением.
По словам врача, в протокол лечения, который у детей отличается от «взрослого», новый штамм корректировок не внес. Разве что строже стали относиться к назначению антибиотиков, которое должно быть четко обосновано. И медики в который раз обращают внимание родителей, что лечение ковида не начинается с немедленного приема антибиотиков, особенно «назначенного» по собственному усмотрению.
КСТАТИ
«Когда тонет лодка, спасать нужно тех, кто не умеет плавать»
Сейчас на фоне нашей неудачной вакцинальной кампании дети как-то потерялись. Стартовавшая в начале августа иммунизация подростков от 12 до 17 лет не дает о себе знать, и это вполне объяснимо: взрослые, которые сами боятся прививки от ковида, никогда не поведут на нее своих детей. Ученые же считают, что в нынешней ситуации как никогда важно правильно расставлять приоритеты.
- Заниматься массовой вакцинацией поздно – уже мы ничего не успеем, - говорит иммунолог Борис Донской. – Что до иммунизации детей, это как когда тонет лодка: хорошо, если у всех есть спасательные жилеты. Но если их не хватает, кому вы отдадите те, что есть? Тем, кто не умеет плавать – тогда есть шанс спасти большее количество людей. Так и с вакцинацией: кого нужно быстрее прививать? Тех, кто умрет, а это пожилые люди. Среди детей, к сожалению, тоже кто-то погибнет, но это гораздо более низкая вероятность. А более 10% летальности среди пожилых людей – это недопустимо.
КП в Украине