В специализированных чатах для евробляхеров стали появляться предложения о новой услуге – помощь в поиске ошибки, допущенной таможенником во время процедуры внесения VIN-кода машины при ее въезде на территорию Украины.
Как выяснилось, некоторые из претендентов на прохождение льготной растаможки машин на еврономерах фактически отсутствуют в таможенной базе и поэтому не имеют права на его последующую легализацию.
Приходится возвращать платежи
В ОО "Авто Евро Сила" (АЕС) говорят, что из 50 евроблях, которые они оформляют ежедневно, примерно одна машина не "бьется" по базе.Причем какой-то взаимосвязи с тем, из какой страны ввезены авто или какой они марки – нет: проблема касается как дорогих, так и более дешевых моделей на любой регистрации.
"Есть люди, которые заплатили таможенные платежи – 30-50 тыс. грн, а брокер им говорит, что не может подать таможенную декларацию, потому что она должна быть привязана к VIN-коду, а таможенная база выдает, что такого номера, как по документам, в базе просто нет. Человек вынужден делать возврат своих платежей с таможни и решать этот вопрос” – комментирует UBR.ua юрист АЕС Иван Казачук.
VIN – это уникальный номер кузова, который должен иметь каждый изготовленный авто, и именно по нему идентифицируют машину, чтобы с ней ни случилось: от импорта до утилизации.
Соответственно, при ввозе автомобиля на территорию Украины, именно этот код вносится в электронную таможенную базу, потому что номерные знаки могут меняться, а VIN – неизменный. И вот здесь может быть проблема.
Этот уникальный набор символов работник таможни фиксирует вручную и есть вероятность допуска ошибки.
"Просто так машина пропасть не может. Одной из причин может быть чисто человеческий фактор, то есть, возможно, где-то при внесении этого кода таможенник допустил механическую ошибку, и теперь машина не "подтягивается". Поэтому, когда такая евробляха приезжает на таможенное оформление, оказывается, что авто с таким кодом в Украине не существует", – говорит глава Института исследований авторынка Станислав Бучацкий.
Сколько стоит "возврат в базу"
Формально, решить ситуацию можно, написав заявление на таможенный пункт, с просьбой найти и исправить ошибку в данном коде. Но на практике все оказывается не так просто.Иногда поиск ошибки затягивается на несколько дней и без каких-либо гарантий. Поэтому в профильных чатах стали появляться объявления с предложениями от посредников со "связями" на таможне. Цена вопроса от 500 до 1000 грн.
"Авто с ошибкой придется искать в базе по другим характеристикам – номеру машины, модели, паспорту лица, кто завозил. Или по дате пересечения границы, и просмотреть все машины с таможенного поста, чтобы найти в нем нужную. Сделать это может только сотрудник таможни, ведь база закрытая. К тому же фильтр поиска по номеру авто устанавливается на несколько месяцев, и сотруднику нужно сидеть и просматривать каждый период. Очевидно, что мотивации заниматься этим у них особо нет”, – говорит один из таких посредников.
Лучше убедиться лично
Сами брокеры рекомендуют автовладельцам все-таки вначале самостоятельно съездить на пункт и постараться решить этот вопрос на месте. Чаще всего ошибка будет примитивная: например, цифра 8 оказывается 0 или вместо цифры 1 должна быть буква "I", либо наоборот.Тогда человек пишет заявление на пост, чтобы ему эту ошибку исправили, и он мог без проблем растаможиваться. Но здесь потребуются хорошие коммуникационные навыки и смекалка.
"У моего друга была похожая ситуация, тогда в его машине мы нашли билет на паром из Грузии в Украину (Черноморск). И так получилось, что я точно знал дату пересечения, когда эта машина приехала на пост. То есть у него была уникальная ситуация: в этот день других таких автомобилей через эту таможню не заезжало. Мы позвонили на пост, узнали правильный VIN-номер, написали заявление, и они исправили ошибку", – рассказывает Казачук.
Заезжают по воздуху
По словам Станислава Бучацкого, не стоит исключать и еще одной причины "пропажи" автомобиля из таможенной базы: его может там не быть из-за того, что ввозился он "не совсем" легально.В народе говорят – "заехал по воздуху", то есть вне таможенного оформления.
"Теоретически такие риски есть, когда евробляху ввозили вне таможенного контроля, соответственно не вносили ее в базу или специально вносили код не таким, какой он есть на самом деле. Здесь уже речь о том, что такие действия осуществлялись, скажем так, для получения неправомерной выгоды", – говорит эксперт.
Такие машины либо планировали в будущем пустить на "разборку", либо пытались таким образом избежать протоколов и писем. Мало кто мог в 2016 году предположить, что когда-то кто-то их будет растамаживать.
Самый плохой вариант
Худший сценарий развития событий для "коррупционных" евроблях – проездить на иностранных номерах до 11 ноября. После этой даты их конфискует полиция.Либо же сдать их на разборку, потому что технической и юридической возможности растаможить этот автомобиль нет.
"Если действительно окажется, что систематически на каком-то пропускном пункте или в целом есть большое количество машин, у которых умышленно скрыт или изменен код, то нести ответственность за это будет таможенник, который взял взятку. А далее уже должны разбираться компетентные правоохранительные органы", – говорит Бучацкий.
В целом, помочь решить вопрос с неверно указанным VIN-кодом евробляхеру может компетентный брокер: расскажет, как написать заявление и весь дальнейший алгоритм действий. Но из-за их большой загрузки менее проблемными евробляхами, водители таких машин часто остаются один на один с проблемой.
Часто многие из них были не в курсе существования подобных нюансов по приобретаемым автомобилям, потому что фактически купля-продажа выглядела следующим образом: передали ключи, документы на машину, а юридически она нигде не фиксировались.
Либо украинец ездит на евробляхе по доверенности от иностранца, который в данном случае и ввозил машину в Украину, и соответственно должен решать вопрос с VIN-кодом.
"Водителю очень повезет, если он найдет все "ошибки" в базе и договорится с инспектором, чтобы он их все исправил и сделал машину "видимой". Процесс сложный, как для обычного водителя, но не невозможный”, – говорят посредники на таможне.
UBR.ua