В Херсонской ОГА создали рабочую группу, которая должна выяснить, что привело к гибели птиц, проводит расследование и полиция.ФАКТ ОТРАВЛЕНИЯ ПОДТВЕРЖДЕН, НО ТОКСИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО НЕ ИДЕНТИФИЦИРОВАЛИ
"Факт отравления подтвержден, но пока идентифицировать токсическое вещество не представляется возможным. Прежде всего были исключены высокопатогенный грипп птицы, Ньюкаслская болезнь, что подтверждено выводами Одесской региональной государственной лаборатории. Исследования на сальмонеллез, пастереллез, проведенные в Херсонской региональной лаборатории, также оказались отрицательными. Кроме того, Херсонской региональной государственной лабораторией проведены исследования на наличие 32 токсичных химических веществ, превышений норм не выявлено, но хроматографические испытания свидетельствуют о наличии веществ, которые наше оборудование не может идентифицировать", – прокомментировал ситуацию корреспонденту агентства директор Херсонской региональной государственной лаборатории им. профессора Л. С. Ценковского Госпродпотребслужбы Виталий Дериведмидь. Он не исключает, что были использованы препараты для уничтожения грызунов, этот яд имеет антикоагулянтное действие, о чем свидетельствуют данные патологоанатомического вскрытия.
Вместе с трупами птиц в Херсонскую лабораторию были доставлены две пробы зерна, отобранные на полях возле с. Ясная Поляна Генического района и с. Питомник пгт. Аскания-Нова, которое оказалось сильно токсичным. Однако лабораторные исследования не смогли идентифицировать вещество, которым протравлено зерно.
"На сегодня в области мышевидными грызунами заселено 67% засеянных полей. Безусловно, есть ГОСТ, есть требования к применению пестицидов и агрохимикатов, которые зарегистрированы и разрешены к использованию. Также предприятия должны определять работников, имеющих допуск к применению таких препаратов на полях, эти специалисты должны быть обучены для проведения таких работ", – объясняет и. о директора Департамента развития сельского хозяйства и орошения Херсонской ОГА Маргарита Степанова.
И.о. председателя облгосадминистрации Сергей Козырь в комментарии Укринформу назвал ситуацию с гибелью журавлей страшной."Ситуация, без преувеличения, неприятная и страшная. Как вы уже знаете, в заповеднике за последнюю неделю вымерло почти 200 серых журавлей, занесенных в Красную книгу. Первой версией гибели птиц был возможный птичий грипп, но после вирусологического исследования, которое провели в Одессе, получили подтверждение, что погибли журавли не из-за инфекционных болезней, а в их телах были обнаружены химические вещества. Одной из версий следователей является то, что журавли могли питаться зерном, обработанным химикатами, которое посеяли фермеры на окрестных полях для борьбы с грызунами. Вся погибшая птица обезврежена в соответствии с требованиями законодательства - сожжена.
Как доложили мне в профильном департаменте ХОГА и Главном управлении Госпродпотребслужбы, – сказал Сергей Козырь, – никаких инфекций и вирусов на побережье Днепра не найдено. Расследование продолжается. Поэтому я поручил создать рабочую группу, которая должна немедленно разобраться с ситуацией и принять соответствующие меры реагирования, в частности найти виновных и привлечь их к ответственности, а также не допустить в дальнейшем повторения случаев гибели птиц. В состав группы войдут ученые, представители правоохранительных органов, территориальных органов Госэкоинспекции, Госпродпотребслужбы, Госгеокадастра, профильных департаментов областной государственной администрации и органов местного самоуправления. Возглавляет группу Дмитрий Бутрий.
На данный момент все материалы переданы в правоохранительные органы и прокуратуру. Правоохранители открыли уголовное производство по ч. 1 ст. 239 «Загрязнение или порча земель». Ситуацию держу под личным контролем", – сказал Козырь.
ВОЗМОЖНО, ГРЫЗУНОВ ТРАВИТ НЕ ОДИН АГРАРИЙ
Директор Биосферного заповедника им. Фальц-Фейна «Аскания-Нова» Виктор Гавриленко объясняет, что серый журавль – наша аборигенная птица, но в Украине этот вид, занесенный в Красную книгу, гнездится в основном на Полесье, немножко в лесостепи, а в южных регионах он только проводит лето и пролетает. Однако «Аскания-Нова» расположена на пересечении миграционных коридоров – Днепровского и Азово-Черноморского и является одним из крупнейших мировых центров, где этот вид останавливается."Поскольку человек эту территорию трансформировал достаточно сильно, есть поля с остатками жатвы, есть кормовая база, плюс заповедный режим, поэтому осенью именно в "Аскании-Новой" по меньшей мере уже два десятилетия собираются очень большие стаи птиц. Одновременно можно видеть от 12 до 44 тысяч именно серого журавля. Это очень мощный миграционный путь. Через «Асканию-Нову» (это подтверждено космическими съемками и с помощью GPS-трекеров) летят журавли из Беларуси, Балтии, Скандинавии, точно знаю, что финские журавли через нас летят, журавли Рязанской Мещеры, птицы аж с Ямала – вот такая сумасшедшая география. В прошлом году было несколько волн пролета, поэтому численность, которую мы видели одновременно, – 12,5 тысячи. В последние годы теплые зимы, и в прошлом году около 500 журавлей у нас зимовало. Причем зимуют птицы из очень северных широт. Эти погибшие птицы, я думаю, это не украинские журавли", – говорит Виктор Гавриленко.
В начале декабря в заповедник прибыла поздняя стая, около 300 особей, которые останавливались на ночь в Большом Чапельском поде – это такое понижение площадью 23 квадратных километра. В центре этой площади есть озерцо, территория под круглосуточной охраной.
"На день они вылетают за пределы заповедника. Частично могут использовать и территорию буферной зоны антропогенных ландшафтов заповедника, но в большинстве своем они летят за пределы – Каховский, Новотроицкий бывший район, Чаплинский, в радиусе до 40-45 км может быть дневной разлет, а потом обратно возвращаются в заповедник", – рассказывает Гавриленко.
Журавли очень любят кормиться на полях с остатками жатвы, едят проросшее зерно, тех самых грызунов, которые вредят урожаю и с которыми ведут борьбу аграрии."Сейчас, в этом году много серой полевки, которая создает огромные колонии, подрывая корневую систему посевов, которые потом гибнут. Массово в Херсонской области идет борьба с этим грызуном. Но борьба должна быть такая: в норку надо засыпать препарат и затоптать ее. А не таким образом, как это делало хозяйство, которое мы поймали с поличным: они загрузили яд в разбрасыватель и рассевали по полям, как разбрасывают песок на дороге в непогоду. Журавли, видать, нашли такое поле, наелись этого зерна – и вот такая беда, могли и уже отравившихся полевок наглотаться", – рассказывает Гавриленко.
По его мнению, речь идет о препарате пролонгированного действия группы кураров – в результате его использования животные умирают в муках в течение 3-5 дней и даже если речь идет о вредителях, а не о птицах, то такого допускать нельзя, говорит директор заповедника.
"Методом исключения я вышел на этот препарат. Однако необходимо, чтобы это подтвердила сертифицированная лаборатория", – отметил Гавриленко. Директор заповедника надеется, что лаборатория судебной экспертизы, где есть необходимое оборудование, установит, какое вещество убило журавлей.
Он также предполагает, что, истребляя вредителей, не одно агропредприятие нарушает нормы.
По его мнению, важно не только наказать виновных в гибели серых журавлей (ущерб исчисляется так: погибла 191 птица – эту цифру необходимо умножить на 15 тысяч гривен). Необходимо исправить системные промахи - то, что касается установления порядка выдачи разрешений и контроля за мерами, когда человек вмешивается такими жесткими методами в агроэкосистему.
"Я еще раз подчеркну: если бы это не случилось на территории биосферного заповедника, то никто бы на это не обратил внимания. Экологическая инспекция сейчас практически не действует, потому что она в стадии реформирования", – отмечает Гавриленко.
Ирина Староселец, Укринформ
Фото предоставил директор Биосферного заповедника им. Фальц-Фейна "Аскания-Нова" Виктор Гавриленко