Война в Нагоном Карабахе,помимо своей стремительности и кровопролитности (обе стороны в сумме потеряли более 5 тысяч солдат. - Ред.), стала своеобразным примером того, как будут вестись войны в будущем.
Психологическая война и беспилотники
"Европа должна внимательно изучить военные уроки этого конфликта и не рассматривать его как незначительную войну между бедными странами", - предупреждает Густав Грессель, аналитик Европейского совета по международным отношениям.А французское издание Le Monde выделило из этого конфликта основные новшества, которые будут активно применяться в будущих военных конфликтах.
"Атакующие беспилотники, психологическая война в социальных сетях: превосходство Азербайджана в противостоянии с Арменией объясняется технологическим прорывом. Это может послужить уроком для европейских армий", - пишет газета.
До конфликта в Нагорном Карабахе армянская армия считалась более эффективной, более мотивированной и лучше контролирующей местность. Но в последние годы Азербайджан приобрел большой современный военный арсенал и тщательно подготовил свои операции при поддержке Турции. За 11 месяцев Баку импортировал турецкое оборудование на 256 млн долларов, в том числе 6 ударных беспилотников Bayraktar. Кроме этого, азербайджанское военное руководство воспользовалось технологическими достижениями и турецким опытом, который Анкара приобрела в войне в Сирии.
Во время операции под названием "Весенний щит" в марте 2020 года, когда турецкая и сирийская стороны вступили в прямое противостояние, впервые в большом количестве были задействованы ударные беспилотники, артиллерия, системы радиоэлектронного подавления и специальные подразделения, отвечающие за атаку или наблюдение за противником.
Тогда режим Башара Асада потерял 124 танка и бронетранспортера. Штабы, склады боеприпасов и пути снабжения сирийской армии были разрушены. Армия Асада пострадала от той же технологической отсталости, что и армянские вооруженные силы в Нагорном Карабахе. Речь об оборудовании советских времен, отсутствии поддержки с воздуха, неспособности противостоять средствам радиоэлектронной борьбы и угрозе со стороны беспилотников.
Беспилотники турецкого и израильского производства позволили азербайджанцам распознавать армянские позиции до того, как обстрелять их обычной артиллерией и лишить снабжения. И, как в Сирии или Ливии, российские системы ПВО оказались неэффективными против этих небольших аппаратов. Армения, лишенная системы создания помех, способной прервать дистанционное управление беспилотниками, даже не развернула свои истребители-перехватчики Су-30. Это сопровождалось большими потерями, тогда как потеря беспилотника не имеет серьезных последствий.
Сейчас в Европе только Франция и Германия имеют глушители беспилотников. "Большинство армий Евросоюза - особенно малых и средних государств-членов - в современной войне справились бы так же плохо, как армия Армении", - делает вывод LeMonde.
"Существовало презрительное отношение к беспилотникам, в западных армиях было модно считать, что дроны не смогут долго выживать в пространстве высокой напряженности и что боевые самолеты останутся королями неба. Однако произошло прямо противоположное", - считает военный эксперт Мишель Гойя.
Роботы и искусственный интеллект
Смертоносные столкновения в Нагорном Карабахе положили начало новой форме психологической войны. "Отправка сирийских наемников, задействованных Турцией, способствовала созданию тревожной атмосферы среди армянского населения анклава, а главное, посылала месседж всем противникам Анкары о ее способности мобилизовать резерв боевиков там, где она сочтет нужным", - пишет LeMonde.Помимо этого, в конфликте в Нагорном Карабахе чуть ли не впервые были использованы социальные сети. Через них противоборствующие стороны для устрашения противника размещали фотографии и видео убитых солдат противника, которые нередко отправлялись их семьям.
"Передача устрашения через Facebook или YouTube никогда ранее не применялась в таком масштабе между воюющими сторонами", - пишет французское издание.
- Действительно, в войне в Нагорном Карабахе использовались новые методы ведения войны. Но это далеко не предел, в других войнах будут использоваться еще более новые средства и методы. Каждый новый конфликт будет наращивать процент присутствия роботов и искусственного интеллекта в войнах, - рассказал "КП" в Украине" военный эксперт Олег Жданов.
Такие страны, как США, Израиль и Япония, уже реально испытывают искусственный интеллект именно в боевом применении. Причем не в единичных экземплярах, это целые рои дронов, которые ведет либо оператор с земли, либо центральный компьютер.
- Американцы вообще пошли еще дальше, они испытывают искусственный интеллект в общевойсковых операциях. Это когда электронный мозг принимает решение о боевом применении и управлении всеми элементами военной операции. То есть он отдает приказы войскам, как действовать на поле боя. Иными словами, искусственный интеллект полностью контролирует картину боя без участия человека. А Массачусетский университет в США вообще начал создавать человекообразных роботов, - рассказал эксперт.
Так что Терминатор и восстание машин - это уже давно не фантастика.