Ювелиров хотят одновременно освободить от дискриминационного сбора в Пенсионный фонд в размере 10% от стоимости металла при клеймении, и от упрощенной системы налогообложения.
Соответствующий законопроект №4091 авторства председателя парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетманцева и главы подкомитета по вопросам таможенного дела того же комитета Александра Совы зарегистрирован в Верховной Раде.
Заменили один вид дискриминации другим
Украинский ювелирный рынок уже давно просит власти отменить сбор в Пенсионный фонд. С момента его ввода в 2015 году из-за него рынок покинула большая часть легальных ювелиров, говорят эксперты.И если для предприятий, которые создают украшения только из серебра сбор съедает 3% от общего оборота, то компании, работающие с золотом, платят в разы больше.
"На анахроничные клеймение и апробирование, совершенно не нужные нашим покупателям, мы тратим сейчас 8,4% от общего оборота, а до поднятия тарифов в 2019 году было не более 4%", – рассказала UBR.ua собственник Ювелирного дома "Оринго", соучредитель ОО "Ювелиры Украины" Елена Маслова.
Год | Клеймение изделий из золота (кг) | Клеймение изделий из серебра (кг) |
2014 | 11994,3 | 26093,6 |
2018 | 4041,1 | 11014,5 |
Данные Минфина по объемам клеймения до введения сбора и через 4 года
Как видно, введение в 2015 году сбора снизило более чем в два раза объемы пробирования изделий из золота и серебра.На сегодняшний день с каждого грамма серебряного изделия 925 пробы сбор в Пенсионный фонд – 2,3 грн, с золотого изделия 585 пробы – 102,8 грн. Если взять среднюю розничную стоимость изделий из золота (без драгоценных камней) в 1 600 грн, то сбор составляет 6%.
"С каждой гривны изделия из золота еще в процессе производства уплатили 6% налога. Добавляем к этому 5% единого налога и получаем, что 11% с оборота розничной продажи – только налоги", – заметила в беседе с UBR.ua юрист Оксана Грабовская.
Упрощенку для ювелиров отменят
Предложенная проектом закона общая система налогообложения с НДС для всех, кто занимается ювелирными производством и торговлей, вне зависимости от объема продаж, количества сотрудников, места осуществления деятельности (и это после того, как уже бизнес обязали использовать РРО), ювелиры называют "откровенным вредительство и недобросовестной конкуренцией".И это при том, говорят участник рынка, что у маленьких предприятий негде сажать штат бухгалтеров и нечем им платить.
"Категорически нельзя заменять один вид дискриминации отрасли другим. Я совершенно не верю, что, приняв сейчас сырой законопроект в первом чтении, кто-то будет дорабатывать его ко второму. Над Радой висит бюджет на 2021 год (в котором уже, кстати, прописаны поступления от сбора в Пенсионный фонд 230 млн грн) и думать депутатам уже некогда. Сама ситуация похожа на попытку "под шумок" решить какие-то свои бизнес-задачи", – подчеркнула нам Елена Маслова.
Стоит отметить, что основной принцип законотворчества – оно не может ухудшать положение тех, кто уже в системе, не может иметь обратной силы. А тут на деле выходит, что отменяют упрощенную систему налогообложения для одной отдельно взятой отрасли.
"Конституция это напрямую запрещает. И условный обмен 10% сбора на упрощенную систему не работает. Это вещи разного порядка.
Власти меняются, но их стремление "выкинуть" ювелирную отрасль с единого налога – нет. Каждый представитель ювелирной отрасли может вспомнить и рассказать много интересных историй борьбы за сохранение единого налога в 2010-2012 году, в 2015-2016 году, и вот снова", – говорит Оксана Грабовская.
Что с ценами и будущем отрасли
Ювелирный рынок, благодаря таким попыткам вмешиваться в естественные бизнес-процессы, будет умирать ускоренными темпами, сокрушаются эксперты. Отомрут небольшие предприятия, формирующие ювелирный дух и культуру ювелирного потребления в стране.В итоге потребители останутся с безликой массовкой, которую штампуют или завозят большие предприятия, но по цене, как минимум, на 20% больше, так как у отрасли практически нет входящего НДС и все поднимут цены.
"Из пояснительной записки к законопроекту следует, что более 60% стоимости изделия из золота, это стоимость самого металла. Поскольку золото у нас в стране практически не добывается, покупают его преимущественно в банке. Банковский металл не облагается НДС, это общемировая практика. А вот "загонять" под действие самого коррумпированного налога отрасль, у которой нет "входящего" НДС и ждать, что все молча будут платить, не сопротивляясь и не используя "схемы" – утопия", – считает Оксана Грабовская.
Вместе с этим, в пояснительной записке к поданному документу законодатели пишут, что рентабельность производства составляет 15-25%, что также вызывает у участников рынка недоумение.
"Я считала налоговую нагрузку, относительно розничной цены, но основная масса украинских производителей собственной розницы не имеет, у них просто нет для этого оборотных средств. Производитель продает розничным торговцам по более низкой цене и налоговая нагрузка больше 11%", – добавила Оксана Грабовская.
Как известно, любое производство в любой отрасли экономики – это рабочие места. Если предприниматель для обеспечения одного места торговли может обойтись двумя продавцами, то даже самая маленькая мастерская предполагает, как минимум, пятерых работников.
Безусловно, если погибнет украинское ювелирное производство, пустым место не останется – к нам придет импорт. Но станет украинскому потребителю от этого вряд ли станет лучше, говорят участники рынка.
"На примере использования сбора можно изучить истребление и последующую монополизацию целой сферы украинской экономики. Использовать его, как разменную монету для завершения полной монополизации рынка на фоне тяжелейшего экономического кризиса считаю верхом цинизма", – подытожила Елена Маслова.
UBR.ua