Лет тридцать назад горожане вообще не заморачивались темой запуска в работу теплопредприятий, им неведомо было понятие «лимиты на газ», они не переживали о стоимости услуги, потому что знали: придет 15 октября – и в городе запустят котельные, в квартирах потеплеют батареи. Но сегодня мы живём по-другому: теперь важна экономия энергоресурсов, а потому местные власти могут сдвигать начало отопительного сезона на более поздний срок. А ещё отопительный сезон может не начаться даже «в поздний срок» из-за порывов или миллионных долгов теплопредприятий перед компанией «Нефтегаз» и другими. Газета «Гривна» решила поинтересоваться у Сергея Харченко, директора одного из самых крупных теплопредприятий города – «Херсонтеплоэнерго», как продвигается подготовка к отопительному сезону.
- Долги населения перед «Херсонтеплоэнерго» – это, наверное, самый проблемный вопрос в плане подготовки к осенне-зимнему периоду?
- Безусловно, именно эта причина стопорит нашу работу. На сегодня общая сумма долга населения перед предприятием составляет более 140 миллионов гривен. Причём в неотопительный сезон херсонцы не стали платить активнее. Практика показывает, что оплату абоненты вносят частями круглый год – по 500–700 гривен в месяц. И это минус для предприятия. Ведь услугу мы предоставили зимой, и за газ мы должны рассчитаться зимой. А теперь «Нефтегаз», «Укргаз», «Укртрансгаз» на наши долги выставляют пени и штрафы. Это, естественно, дополнительная финансовая нагрузка. Ведь пени и штрафы не учтены в тарифе на отопление. В связи с чем на сегодня общая задолженность нашего предприятия НАК «Нефтегаз» составляет порядка 120 миллионов гривен. Уровень расчетов населения – 87%. По постановлению Кабмина этот показатель должен быть 90% либо меньше при условии наличия договоров реструктуризации с «Нефтегазом».
На сегодня мы реструктуризировали старые долги. Но чтобы это стало возможным, активно платили сверх в отопительный сезон. Однако не хватало денег, чтобы провести определённые ремонтные работы, реконструкции и так далее.
- Сергей Владимирович, как вы сегодня работаете с должниками?
- Подаем иски в суды, работаем с частными исполнителями. Я пришёл на предприятие 28 августа 2018 года, по состоянию на сегодня уровень оплаты долгов мы увеличили на 6%. Частные исполнители действуют более эффективно: накладывают аресты на квартиры должников, их машины и так далее. И тогда абоненты приходят и платят. Если у абонента финансовое состояние не позволяет погасить большой долг, а бывают должны и по 30 тысяч гривен, мы идём на договоры реструктуризации. Но одно дело, когда херсонцы не хотят платить по личным соображениям, имея по несколько квартир, домов и машин, а другое дело – пенсионеры.
- Каковы на сегодня перспективы получения лимитов на газ на будущий отопительный период?
- На сегодня с НАК «Нефтегаз» ведутся переговоры на поставку газа. Но есть и другая проблема: задолженность нашего предприятия перед «Херсонгазом» за транспортировку газа составляет 3,3 миллиона гривен. Мы просили рассрочку хотя бы до конца года. Но переговоры ни к чему не привели. Эта задолженность возникла по следующим причинам. Есть постановление Кабмина № 217 о распределении средств, которые поступают на текущие счета со специальным режимом использования для проведения расчетов с поставщиком газа. Так вот, согласно этому документу, большая часть поступившей от абонентов суммы от оплаты за услугу в тот же день со счёта уходит «Нефтегазу». То есть у предприятия остается всего ничего, чтобы расплатиться за электроэнергию, транспортировку газа, выплату зарплаты. В связи с этим в прошлом году теплопредприятие перестало выплачивать зарплату с мая.
В этом году удалось рассчитаться с работниками за август, но больше денег нет. Сейчас на предприятии четырехдневка с целью экономии фонда зарплаты. Но это не решает проблему целиком. Поэтому мы этот вопрос вынесем на сентябрьскую сессию горсовета и просим финансовой помощи 12,5 миллиона гривен. 10 миллионов – на зарплату, 2,5 миллиона – на оплату долга перед «Херсонгазом», чтобы перед отопительным сезоном нам открыли задвижку.
- Я так понимаю, принятый в декабре 2018 года тариф не покрывает расходы «Херсонтеплоэнерго»?
- Мы разработали тариф, прошли депутатские комиссии. Но в итоге: экономически обоснованный тариф на отопление должен составлять порядка 1820 грн./Гкал, но приняли – 1621 грн./Гкал. «Херсонтеплоэнерго» проработало один отопительный сезон и недополучило 30 миллионов гривен. Раз город принимал такой тариф, значит должен компенсировать разницу. Но мы просим только 12,5 миллиона, потому что понимаем, что 30 млн – это большая нагрузка на бюджет.
- Сергей Владимирович, всё же, несмотря на сложное финансовое положение, предприятию удается готовиться к отопительному сезону?
- В этом году запланировали поменять 3 км сетей, из них 1 км – внутрикотельные. Остальное – магистрали, трассы, на вводах в дома. Конечно, при такой финансовой ситуации нельзя говорить о закупке задвижек, замене труб, утеплении теплотрасс и так далее.
- А как продвигается сотрудничество с Мировым банком по внедрению энергоэффективности?
- В рамках сотрудничества с Мировым банком планируем закончить реконструкцию пяти малых котельных, которые обеспечивают теплоносителем порядка 30 домов. Будет установлено новое оборудование немецкого производства: котлы, насосы, водоподготовка. В результате проведенных мероприятий планируем сократить по этим объектам расходы на энергоресурсы до 30% (газа и электроэнергии). На следующий год запланирован старт работ по большой шуменской котельной, которая обеспечивает теплом Шуменский микрорайон и Жилпосёлок (порядка 200 многоэтажек). Также – замена 26 км теплосети самого большого диаметра (их строили в 1960–1970-е годы). В рамках сотрудничества установили 140 общедомовых теплосчетчиков, обновили автопарк. На сегодня порядка 80% домов с теплосчетчиками.
- В адрес теплопредприятия не раз приходилось слышать упреки относительно освоения денег Мирового банка. Сергей Владимирович, каков процесс финансирования: кто распоряжается деньгами инвестора и определяет подрядчика?
- «Херсонтеплоэнерго» не распоряжается деньгами инвестора. В Минфине открыт спецсчет, куда заходят деньги Мирового банка. Инвестор и определяет подрядчика, а Минфин перечисляет исполнителю работ деньги. В Херсон приезжает подрядчик и ставит нас в известность: где он будет проводить работы и какие. План закупок оборудования разрабатывает Минрегион, согласовывает с Мировым банком. Мы участвуем лишь в проектировании и процессе контроля выполнения работ.
- Спасибо за интервью.